славная революция, 1688

Славная революция, иногда ее еще называют революцией 1688 года, представляла собой свержение короля Джеймса II Английского ( Джеймса VII Шотландского) в 1688 году союзом парламентариев и датским правителем Уильямом III Оранж-Нассау (Уильям Оранжский). Ее иногда называют бескровной революцией, невзирая на то, что в Ирландии и Шотландии происходили бои и были убитые.

Революция эта плотно связана с событиями войны Великого Альянса в материковой Европе, и могут рассматриваться как последняя успешная инвазия Англии. Можно утверждать, что свержение Джеймса послужило началом современной английской парламентской демократии, ведь никогда больше монарху не будет принадлежать абсолютная власть, а «Билль о правах» станет одним из важнейших документов в политической истории Британии. Смещение римо-католика Джеймса II уничтожило все шансы на возрождение католицизма в Англии, и, таким образом, привело к протестантству с его нонконформизмом.

Во время своего трехлетнего правления король Джеймс II стал жертвой политических битв в Англии католицизмом и протестантством, с одной стороны, и между священным правом Короны и политическими правами парламента – с другой. Величайшей политической проблемой Джеймса была его католическая вера, которая привела его к отдалению от обеих палат парламента. Виги «Низкой церкви» потерпели неудачу в своих попытках свергнуть Джеймса с трона в период с 1679 по 1681, Когда Джеймс отрекся от трона в 1685 году, он получил поддержку лоялистского парламента, которое практически полностью состояло из вигов. Попытки Джеймса ослабить уголовные законы, направленные против его сочувствующих опять же провалились, так как виги увидели в этом попытку расшатать позиции англиканской церкви. Отмахнувшись от тори, Джеймс решил сформировать королевскую партию, как противовес англиканским тори; так в 1687 году Джеймс поддержал политику религиозной толерантности и подписал Декларацию об индульгенции. Заключив союз с католиками, сектантами и нонкомформистами, Джеймс надеялся создать коалицию, которая дала бы ему эмансипацию католичества.

В 1686 году Джеймс заставил суд утвердить решение о том, что отныне король будет освобожден от религиозных законов католичества, в частности, от признания папской власти и ряда догматов. Джеймс сообщил о своем решении Генри Комптону, епископу лондонскому, настроенному против католиков, разогнал протестантских служителей из колледжа Магдалены в Оксфорде, заменив их католиками.

Джеймс также создал большую мощную армию и устроил туда католиков на руководящие должности. Его оппонентам в парламенте это показалось началом арбитражного правления, поэтому Джеймс начал перерыв в работе парламента, собственно, даже не потребовав согласия оного. В то время английские корпуса армии стояли лагерем в Хаунслоу, неподалеку от столицы. Ирландская армия составлялась из протестантов, которых заменили католиками, и к 1688 году у Джеймса было более тридцати четырех тысяч человек под ружьем в трех королевствах.

В апреле 1688 года Джеймс повторно подписал Декларацию об индульгенции и приказал всем клерикам прочесть ее в церкви. Когда архиепископ Кентерберийский, Уильям Санкрофт, и шесть других епископов написали Джеймсу, прося его пересмотреть свою политику, их арестовали за распространение мятежных пасквилей, но на суде они были оправданы под радостные крики лондонской толпы.

Вопросы начались в 1688 году, когда у Джеймса появился сын. До того момента трон должен был перейти к его дочери, Мэри, протестантке. Грозящая британская династия католиков не радовала никого. Некоторые лидеры партии тори объединились с оппозиционными вигами и решили положить конец кризису.

В 1686 году группа конспираторов встретилась в доме Чарборо в Дорсете, чтобы спланировать свержение тиранического рода Стюартов. В июне 1688 года еще один конспирационный кружок собрался в Олд-Виттингтоне, Честерфилде, Дербишир. Их целью было свергнуть Джеймса и заменить его дочерью Мэри и ее мужем Уильямом Генри Оранжским — оба они были протестантами и внуками Карла I Английского. До рождения сына Джеймса 10 июня, Мэри была первой преемницей, а Уильям – третьим в списке. Джеймс согласился принять их как теоретических наследников, только в случае если они примут его католическую позицию. Они же не хотели этого делать из-за влияния французов. Уильям также был управителем главных провинций Датской республики, которая тогда находилась в начале подготовки военных действий Большого Альянса против Франции. Уже тогда он получил репутацию самого успешного борца с протестантством и французским абсолютизмом в Европе. Кстати, до сих пор неизвестно, принадлежала ли инициатива конспиративного заговора англичанам или датскому правителю и его жене. Уильям попытался оказать влияние на английскую политику позволив опубликовать открытое письмо англичанам в ноябре 1687 года, открывая религиозную политику Джеймса в неприглядном свете, но это действие поняли как завуалированное требование престола. В декабре герцог Норфолкский предупредил Джеймса о заговоре со стороны его зятя.

Уильям решил совершить наступление в следующем году, то есть в ноябре 1687 года, но это спорный вопрос среди историков. В любом случае, в апреле 1688, когда Франция и Англия заключили морское соглашение, что Франция будет финансировать английский эскадрон в Ламанше, он серьезно начал готовится к военному вторжению и искать политической и финансовой поддержки.