как найти четверть избирателей?

До недавнего времени в избирательном законодательстве присутствовала норма, согласно которой выборы должны признаваться недействительными, если итоги голосования признаны недействительными не менее чем на четвертой части избирательных участков. Эта норма справедливо подвергалась критике, в частности, из-за того, что избирательные участки могут быть неравноценны по числу избирателей.

В новом рамочном законе данная норма была изменена. Теперь выборы должны признаваться недействительными, если итоги голосования признаны недействительными не менее чем на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе.

Новая норма, на первый взгляд, более логична. Однако она не вполне реализуема или, по крайней мере, требует дополнительного механизма реализации.

Дело в том, что в случае признания недействительными итогов голосования на избирательном участке протокол об итогах голосования на этом участке не может иметь юридической силы. Но ведь именно из протокола участковой комиссии об итогах голосования определяется число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования!

Более того, одной из причин признания недействительными итогов голосования могут быть нарушения правил составления списков избирателей (пункт 3 статьи 77 рамочного закона). В этом случае число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования может не иметь смысла, так как не будет соответствовать действительному количеству избирателей.

Далее. Протокол вышестоящей комиссии составляется на основании поступивших протоколов нижестоящих комиссий путем суммирования содержащихся в них данных (пункт 3 статьи 69 рамочного закона). Очевидно, что, если итоги голосования на участке признаны недействительными, данные протокола соответствующей участковой комиссии не учитываются и не суммируются с данными действительных протоколов участковых комиссий. Это означает, что общее число избирателей в соответствующем избирательном округе оказывается заниженным. Тем не менее из формулировки закона не вполне ясно, что понимается в данном случае под общим числом избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе . То заниженное число, которое значится в протоколе комиссии, определяющей результаты выборов? Или в него нужно включить и число избирателей на участках, где итоги голосования признаны недействительными?

На все эти вопросы пока нет ответа. А в проектах федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы (пункты 4 и 6 статьи 83) и Президента (пункт 6 статьи 75) предусмотрено включение в протоколы окружных комиссий или комиссий субъектов РФ строк, фиксирующих число участков, где итоги голосования были признаны недействительными, и число избирателей на этих участках. Очевидно, что в этом случае те же строки должны содержаться и в протоколах территориальных комиссий (что указанными проектами не предусмотрено). Однако такая поправка все равно не решает главного вопроса: как и на основании каких документов определяется число избирателей, включенных в списки избирателей на участках, где итоги голосования были признаны недействительными.