из рекомендаций парламентских слушаний “проблемы законодательства в области местного самоуправления”

К 2000 году в Российской Федерации сформировались основы новой правовой отрасли - муниципального права.

Однако развитие муниципального права, становление институтов местного самоуправления сталкиваются со значительными проблемами, вызванными политическими и социально-экономическими процессами, сопровождающими конституционную реформу в России.

Наиболее существенными из них являются:

- несистемность регулирования правоотношений федеральным законодательством и наличие несоответствий отдельных норм федеральных законов положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”;

- выявившаяся правоприменительной практикой неполнота положений федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере местного самоуправления;

- многочисленные несоответствия и противоречия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”;

- несоответствие положениям Конституции Российской Федерации федерального налогового и бюджетного законодательства, в части установления доходных источников и принципов финансовой обеспеченности местных бюджетов, что препятствует решению органами местного самоуправления социально-экономических проблем муниципальных образований и ведет к деградации коммунальных и социальных служб, создает угрозу стабильности развития государства. <…>

Участники парламентских слушаний рекомендуют:

Российской Федерации возобновить работу Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации с целью всестороннего анализа важнейших проблем развития местного самоуправления, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, организации координированной системной работы по осуществлению Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Российской Федерации, Правительству, Федеральному Собранию принять действенные меры с целью развития правового обеспечения концепции местного самоуправления, определенной Конституцией Российской Федерации и Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией. Ускорить согласование и принятие федеральных законов:

“Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации”,

“Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации”, “Об основах муниципального заказа”,

“О порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность”.

Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, направленные на:

1. Реализацию положений Конституции Российской Федерации:

- о компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

- о самостоятельном установлении органами местного самоуправления местных налогов и сборов;

- об организации органами местного самоуправления охраны общественного порядка.

2. Реализацию положений Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в части:

- установления минимальных государственных социальных стандартов;

- регулирования особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения;

- регулирования особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях.

3. Реализацию гарантий судебной защиты местного самоуправления в части:

- совершенствования законодательства, регулирующего порядок обжалования органами местного самоуправления нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- установления порядка признания судами не подлежащими применению не соответствующих законодательству отдельных положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

- установления порядка надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления;

- установления ответственности органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления за нарушение законодательства;

- установления порядка обязательной регистрации нормативных правовых актов органов местного самоуправления в органах юстиции.

Комитету Государственной Думы по вопросам местного самоуправления активизировать деятельность по доработке и согласованию федеральных законов “Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации”, “Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации”, “Об основах муниципального заказа”.

Участники парламентских слушаний выражают тревогу в связи с тем, что обязательства, принимаемые органами исполнительной власти Российской Федерации в области развития и государственной поддержки местного самоуправления, не реализуются. Не выполняются задачи государственной политики в сфере развития местного самоуправления, поставленные в “Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации”, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 1370 от 15 октября 1999 года. Не выполнены поручения исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, данные им по итогам собрания Союза российских городов в городе Нижний Новгород 21 марта 2000 года.

Особую тревогу вызывает очередное резкое сокращение собственных доходных источников местных бюджетов в результате налоговой политики, реализуемой Правительством, которое ведет к катастрофической деградации коммунальных, социальных служб и других муниципальных инфраструктур вследствие роста задолженностей муниципалитетов и отсутствия ресурсов для капитальных вложений, становится причиной чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.

Все это в совокупности ведет к политическим спекуляциям в отношении местного самоуправления, попыткам демонтировать самый массовый демократический институт власти, тенденциям, подрывающим демократическую парадигму развития России на долгосрочную перспективу.

Для преодоления указанных негативных тенденций Президенту, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации при участии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации необходимо разработать комплексную программу развития законодательства в сфере местного самоуправления, в том числе комплекс мер для стабильного увеличения собственных доходных источников местных бюджетов в течении ближайших 5 лет до 70 процентов.

Для повышения финансовой обеспеченности местного самоуправления необходимо отнести к местным налоги на недвижимость - землю и имущество, подоходный налог, ставки регулирующих налогов устанавливать не менее чем на три года. Целесообразно рассмотреть возможность и разработать механизмы реструктуризации и погашения взаимных задолженностей между местными бюджетами и федеральным бюджетом, а также между местными бюджетами и бюджетами субъектов Российской Федерации. В связи с приближающимся десятилетием с начала реформы местного самоуправления в Российской Федерации (даты принятия Закона РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР” от 6 мая 1991 года) участники слушаний предлагают Конгрессу муниципальных образований Российской Федерации провести всероссийское совещание (всероссийский съезд) представителей органов местного самоуправления с целью широкого обсуждения сложившихся проблем и выработки стратегии развития местного самоуправления в России на следующие 5-10 лет.