немного истории

Республика Дагестан представляет собой субъект Российской Федерации с богатым этническим составом проживающих в нем граждан. Еще в 1927г. один из видных дагестанских деятелей Г.Гаджибеков говорил: “Прежде всего, Дагестан не является национальной республикой, Дагестан – это республика национальностей”.

Действительно, по данным переписи 1989 г. на территории Дагестана зарегистрированы представители 102 национальностей. Здесь нет так называемой “титульной нации”, но ее политическими атрибутами в настоящее время наделены 14 национальностей: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, чеченцы-акинцы, азербайджанцы, ногайцы, таты, рутульцы, агулы, цахуры.

Уникальность сложившейся в Республике ситуации признается и федеральным законодателем. В Федеральном законе “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” – общем для всех субъектов Российской Федерации – закреплена специальная норма об этом регионе. В статье 1 Закона отмечено: “Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Во многом именно многонациональный состав Республики Дагестан определил особенности структуры ее государственного управления. Сложная экономическая и политическая ситуация в Дагестане, опасность возникновения межнациональных конфликтов требовали принятия нетрадиционных решений в области государственно-политического устройства региона.

Таким решением стал отказ от наделения полномочиями высшего исполнительного органа одного должностного лица, как это принято в иных субъектах Федерации, и учреждение в этом качестве “коллегиального президента” – органа, состоящего из представителей наиболее крупных народностей, проживающих в Республике.

Идея создания Государственного Совета исходила не от дагестанского руководства, а “снизу” – от народных движений, политических партий, депутатских групп. Она была законодательно оформлена 10 июня 1994 г. на XXV внеочередной сессии Верховного Совета Республики, на которой был одобрен проект новой Конституции Республики Дагестан и принят Закон Республики Дагестан “О Конституционном Собрании Республики Дагестан”.

Именно в Конституции 1994 г. впервые было предусмотрено создание в качестве республиканского исполнительного органа Государственного Совета, который формируется коллегией выборщиков – Конституционным Собранием Республики Дагестан. Помимо функции избрания Государственного Совета и его Председателя, Конституционное Собрание наделяется полномочиями по принятию либо изменению Конституции Республики.

Вопрос о созыве первого Конституционного Собрания рассматривался 8 июля 1994 г. на XXVI внеочередной сессии Верховного Совета Республики Дагестан. По результатам сессии было принято решение о созыве Конституционного Собрания 26 июля 1994 г. в городе Махачкале. Оно состояло из 222 депутатов республиканского парламента и 226 представителей административно-территориальных образований.

Из доклада мандатной комиссии следовало, что кроме депутатов дагестанского парламента, среди членов Конституционного Собрания было 79 работников местных администраций, 49 специалистов народного образования и здравоохранения, 40 рабочих и колхозников, 14 сотрудников правоохранительных органов, 11 банкиров, 11 предпринимателей, 9 депутатов представительных органов местного самоуправления, 6 президентов ассоциаций и компаний, 2 депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, 2 религиозных деятеля, 2 военнослужащих. Возрастной состав участников колебался в пределах от 29 до 60 лет.

По национальному составу складывалась следующая картина: аварцев – 128, даргинцев – 69, кумыков – 58, лезгин – 56, русских – 39, лакцев – 26, табасаранцев – 18, азербайджанцев – 16, чеченцев – 12, агульцев – 7, ногайцев – 6, рутульцев – 4, татов – 4, цахуров – 2, по одному – украинцев, армян, осетин.

Заседание Конституционного Собрания проходило в два этапа. На утренней сессии после доклада Председателя Верховного Совета Республики Дагестан М.Магомедова, выступлений членов Конституционного Собрания и внесения последних поправок в новую Конституцию Республики Дагестан, последняя была одобрена для внесения на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета. После ее принятия и официального опубликования 3 августа 1994 г. в газете “Дагестанская правда” пятая Конституция Республики Дагестан вступила в силу.

На вечернем заседании предстояло избрать Председателя Государственного Совета Республики Дагестан. Несмотря на то, что каждый из членов Конституционного Собрания обладал правом выдвижения кандидатов на этот пост, в бюллетень для тайного голосования были включены только две кандидатуры – Председателя Верховного Совета Республики М.Магомедова и депутата Государственной Думы М.Толбоева. Большинством голосов Председателем был избран М.Магомедов.

На следующий день Конституционным Собранием были избраны члены Государственного Совета. По результатам определения рейтинга в бюллетени для тайного голосования были внесены по 2–3 кандидатуры от каждой национальности. После подведения итогов членами Государственного Совета стали М.Абдулхаликов, Т.Махмудова, С.Курбанов, А.Аджиев, А.Амутинов, Ш.Рамазанов, В.Паламарчук, И.Ибрагимов, М.Юнусов, Л.Авшалумова, Р.Ходжаев, И.Чергизбиев. Председатель Правительства Республики Дагестан А.Мирзабеков, согласно новой Конституции, вошел в состав Государственного Совета в ранге заместителя Председателя.

15 августа 1994 г. в большом зале Русского драмтеатра в Махачкале состоялось торжественное заседание XXVII сессии Верховного Совета Республики Дагестан, посвященное вступлению в должность Председателя Государственного Совета Республики М.Магомедова. Перед собравшимися депутатами дагестанского парламента, членами Конституционного Собрания, членами Правительства Республики Дагестан, Конституционного, Верховного, Арбитражного судов Республики Дагестан, гостями, согласно утвержденной процедуре, Председатель Государственного Совета М.Магомедов принял присягу на специально подготовленной в единственном экземпляре новой Конституции Республики Дагестан.

Так была заложена основа новых политических подходов, нового политического мышления в условиях многонационального Дагестана, переходящего к качественно иному государственно-политическому устройству. Однако перемены в порядке формирования государственной власти не всеми в Республике были восприняты однозначно.

С целью выявления истинного отношения населения к возможности введения в Дагестане поста президента, в Республике уже трижды (!) проводился референдум (28 июня 1992 г., 12 декабря 1993 г. и 7 марта 1999г.), причем дважды – по инициативе дагестанского парламента, а в последний раз – по предложению Председателя Государственного Совета.

Все три референдума дали примерно одинаковый результат: за введение поста президента в Республике высказывалось от 10% до 30%, против 68–87% от принявших участие в голосовании граждан. Объективным показателем представительности проведенного опроса населения служат и высокие показатели явки, которая колебалась от 63% до 68%. Таким образом, сложившаяся в Дагестане структура органов власти не стала следствием чьих-то узкополитических интересов, а была продиктована волей самого народа, неоднократно высказавшегося именно за такое государственное устройство.