порядок формирования совета федерации федерального собрания российской федерации

Как известно, в 1993 г. депутаты Совета Федерации (по два от каждого субъекта РФ) избирались в соответствии с Указом Президента РФ “О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 11 октября 1993 г. на всеобщих прямых выборах. Затем верхняя палата парламента стала формироваться из глав законодательной и исполнительной ветвей власти каждого субъекта Федерации в соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 декабря 1995 года.

Четырехлетний опыт работы палаты отчетливо показал, что ее формирование из главных должностных лиц республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих в парламенте на непостоянной основе, тормозит законотворческий процесс, нарушает его непрерывность, нередко лишает палату возможности углубленного анализа законопроектов. Созданный на такой основе в период, когда стране была необходима политическая стабилизация и укрепление федерализма, Совет Федерации со временем стал нуждаться в реформировании с целью усиления эффективности его деятельности.

С принятием 19 июля 2000 г. новой редакции Федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” принцип формирования Совета Федерации приобрел палиативную форму, при которой Совет Федерации состоит из представителей, назначенных всенародно избранными в регионах депутатами и главами исполнительной власти.

Сегодня мы уже имеем первые результаты реформирования Совета Федерации, которые показывают, что оно не бесспорно. В частности, возникла неопределенность в том, может ли кандидатура представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ быть выдвинута только из числа избранных депутатов соответствующего органа либо им может быть любой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и обладающий избирательным правом.

Недостаточно четко в Федеральном законе прописана процедура избрания представителя в Совете Федерации от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Отсутствуют санкции за нарушение избранным (назначенным) членом Совета Федерации требования о сложении с себя в установленный законом срок обязанностей, не совместимых с его статусом. Помимо проблем правового порядка возникают и проблемы политического толка – широкое представительство москвичей, слабое отражение национальной специфики.

Все эти и другие проблемы могут быть сняты простым возвратом к практике проведения всеобщих альтернативных выборов в Совет Федерации. Вместе с тем, стоит тщательно обсудить эту возможность с точки зрения ее соответствия положениям, закрепленным в Конституции РФ, согласно которым члены Совета Федерации являются представителями не субъекта РФ как такового, то есть не его населения непосредственно, а законодательной и исполнительной ветвей власти субъекта Федерации.

Если согласиться с принципом формирования Совета Федерации на основе всеобщих выборов, следует внести коррективы в саму процедуру осуществления этих выборов. В частности, в федеральном законодательстве необходимо установить условие, в соответствии с которым выдвигать кандидатуру члена Совета Федерации на выборах могут только представительный и исполнительный органы государственной власти. При этом могут допускаться обращения инициативных групп граждан к указанным органам с предложениями о персоналиях кандидатов, но окончательное решение о выдвижении должно приниматься именно региональными органами власти.

При избрании представителей в Совет Федерации от многонациональных субъектов Федерации необходимо установить гарантии представительства различных национальностей в верхней палате парламента. Одним из путей решения этой проблемы может быть закрепление в законодательстве требования о согласовании органами государственной власти соответствующего субъекта РФ своих кандидатур с целью недопущения избрания от одного региона двух представителей одной национальности, если в нем преобладают жители двух – трех национальностей.

Помимо этого, для сохранения конституционного статуса “сенаторов” необходимо обеспечить возможность инициирования их отзыва соответственно законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Федерации и определить условия такого отзыва. Полагаем, что отзыв избранных представителей из Совета Федерации должен происходить, как и их избрание, путем проведения голосования избирателей по инициативе органа, который выдвинул данного члена Совета Федерации.

Регулирование процедуры избрания членов Совета Федерации должно осуществляться исключительно федеральным законом. Передача субъектам Федерации права регламентировать хотя бы детали вхождения представителей государственных органов в состав “сенаторов” выхолащивает формулу Конституции РФ о том, что порядок формирования Совета Федерации определяется на федеральном уровне и может привести к столкновению интересов Федерации и ее субъектов.