выборы в палату представителей парламента союзного государства

В настоящее время развитие Союзного государства сдерживается тем, что не завершено формирование органов, предусмотренных Договором о его создании. Основным препятствием для избрания Палаты Представителей Парламента Союзного государства является отсутствие соответствующей законодательной базы.

Как известно, проведение выборов в Палату Представителей Парламента первого созыва будет осуществляться на основе временных, переходных процедур, которые будут действовать до того момента, пока Парламентом Союзного государства не будет принят закон о выборах депутатов Палаты Представителей.

В Российской Федерации проект федерального закона “О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации” был принят в первом чтении Государственной Думой 20 сентября 2000 года. Однако, как показал анализ принятого проекта, при его разработке не удалось избежать недостатков действующего российского избирательного законодательства, обнаружившихся в ходе выборов 1999 и 2000 годов.

С нашей точки зрения, указанный проект не может базироваться на действующем Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и тиражировать его недостатки – ошибочные и неточные формулировки, излишнюю детализацию избирательных процедур, неоправданные санкции за некоторые виды нарушений закона или их чрезмерность, излишество полномочий избирательных комиссий, позволяющее им решать по своему усмотрению многие важные вопросы, и т.д.

Еще в предыдущем докладе Независимого института выборов было отмечено, что до принятия временных российских и белорусских законов требуется согласование основополагающих принципов проведения выборов, обязательных для обеих сторон. Напомним, что к числу этих принципов мы относим:

- добровольность участия граждан в выборах;

- проведение свободных, нефальсифицированных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

- обязанность государства создать гарантии для проведения свободных выборов;

- невмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц в выдвижение кандидатов, предвыборную агитацию, ее финансирование, а также в деятельность избирательных комиссий;

- оказание государственными и муниципальными органами содействия избирательным комиссиям в осуществлении возложенных на них функций;

- обеспечение участия политических партий, движений и иных общественных объединений в формировании избирательных комиссий;

- обеспечение возможности участия общественных объединений в выдвижении кандидатов;

- недопустимость создания необоснованных административных и иных ограничений для выдвижения кандидатов в депутаты, а также участия граждан в голосовании;

- обеспечение независимого, беспристрастного освещения избирательной кампании государственными средствами массовой информации;

- возможность создания кандидатами собственных избирательных фондов и самостоятельного распоряжения ими;

- обеспечение возможности участия в голосовании граждан Республики Беларусь, постоянно или преимущественно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Беларусь;

- обеспечение гарантий открытости избирательного процесса и общественного контроля за правильностью голосования, определением результатов выборов.

В случае, если при разработке российского либо белорусского закона не будет принят хотя бы один из этих принципов, это автоматически приведет к подрыву легитимности избрания Союзного парламента в целом, изоляции и непризнанию его международными парламентскими организациями.

Игнорирование указанных требований, отсутствие открытой, гласной дискуссии по проектам российской и белорусской сторон, их постатейной экспертизы специалистами предопределяет непростую судьбу данного закона при его прохождении в Государственной Думе, поскольку он не вписывается в систему конституционного законодательства Российской Федерации. Как подтверждение этих слов можно расценивать то, что после принятия проекта федерального закона в первом чтении работа над ним сошла на нет, и перспективы его рассмотрения во втором чтении на сегодня выглядят туманными.