будущее не приходит само

Последние два года в российском государстве и обществе происходят серьезные изменения. После “потерянного” десятилетия политической суеты, бездарно проведенных реформ и постепенного разрушения основ государства к власти в стране пришли силы, заинтересованные в созидании.

Новому российскому лидеру по наследству достался целый букет тяжелейших проблем – до предела ослабленная машина власти, разрушающаяся экономика, огромный внешний долг, разгорающийся очаг насилия в Чечне, бедность большинства населения, занятого исключительно решением проблемы собственного выживания. Провалы предыдущего руководства и его наплевательское отношение к нуждам и интересам народа привели к почти полной утрате авторитета государственной власти у российских граждан.

Нынешняя власть за два года совершила, казалось, невозможное. Отлажена и реально действует эффективная государственная система, ликвидированы основные угрозы территориальной целостности и единству страны, заработала экономика и улучшилась финансовая ситуация. Постепенно, но неуклонно растет уровень жизни большинства населения, у людей появились обоснованные надежды на хорошие перспективы в будущем. Международный авторитет России по сравнению с предшествующим периодом значительно вырос, идет процесс ее возвращения в ряды великих мировых держав.

В таких условиях не могли не произойти соответствующие перемены и на политическом поле. Массовая поддержка власти в лице главы государства обществом (о чем свидетельствуют как результаты президентских выборов, так и данные социологических опросов) диктует необходимость новых моделей политического поведения. Та “непримиримая” оппозиция, которую мы видели в недавнем прошлом, теряет почву под ногами. Сегодня время для другой оппозиции – не отрицающей огульно любые действия власти, а подсказывающей ей наиболее эффективные пути решения наболевших проблем.

Наши политологи часто объясняют массовое “выстраивание” политических сил “под президента”, как традиционное российское начальстволюбие и желание “прогнуться”. Не отвергая категорически подобные мотивы, я вижу основную причину данного явления все же в другом.

Причина массовой поддержки Президента большинством политических структур не в том, что они его так любят, а в том, что его полюбил, а точнее, “зауважал” народ. Поддерживая Президента, политики поддерживают выбор народа и демонстрируют тем самым свое уважение к этому выбору, хотят они этого или нет.

Таким образом, на первый план на политической сцене закономерно вышли силы, поддерживающие курс Владимира Путина или декларирующие такую поддержку. Партии, которые находятся в многолетней оппозиции, такие как КПРФ или “Яблоко”, были вынуждены значительно смягчить свою традиционную критику действующей власти.

Что касается нашей Народной партии, то мы появились на политической арене не неожиданно, как черт из табакерки, и не по указанию “сверху”. Возникновение Народной партии – это не одномоментный акт, совершенный по инициативе группки политиков, базирующихся в пределах Садового кольца.

Создание партии стало результатом достаточно длительного политического процесса, в основе которого было стремление целого ряда региональных политиков объединиться для эффективной защиты интересов своих избирателей. Без ложной скромности скажу, что наша партия представляет собой уникальный пример создания политической структуры “снизу”, а не “сверху”. Если приводить аналогии из отечественной истории, то можно, пожалуй, вспомнить лишь факт образования РСДРП в 1903 году.

Процесс создания Народной партии можно разделить на несколько этапов. На первом из них, в сентябре 1999 г., по инициативе группы депутатов Государственной Думы второго созыва, представлявших разные регионы России, начала работать межрегиональная общественная организация “Центр взаимной поддержки независимых депутатов органов законодательной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления “Народный депутат” (Центр “Народный депутат”).

Главной задачей Центра стала организация взаимопомощи и взаимодействия независимых депутатов федерального и региональных законодательных органов власти и местного самоуправления. За время его работы было открыто и до последнего времени действовало более 70 филиалов по всей России.

В январе 2000 г. в Государственной Думе третьего созыва нами была создана депутатская группа “Народный депутат”. В нее вошли 57 независимых депутатов-одномандатников из 33 регионов России. Членами группы стали представители разных профессий, социальных групп и национальностей, люди с активной жизненной позицией. Все мы попали в Государственную Думу не по партийным спискам, а в результате упорной борьбы за голоса избирателей в своих округах.

Почему мы решили объединиться и назвать себя народными депутатами? Народные – в первую очередь потому, что мы вышли из народа и считаем себя его законными представителями. Все мы прошли большую жизненную школу в непростых условиях – не на столичном паркете, а в самых разных концах нашей огромной страны. Члены группы не понаслышке знают, чем живут и о чем думают жители российских регионов от Северного Кавказа до Камчатки. Вторая и основная причина выбора названия депутатской группы, а затем и партии – это то, что мы работаем не в пользу каких-либо отдельных слоев или групп населения, а боремся за общенародные интересы и добиваемся достижения целей, жизненно важных для всех граждан России.

Мы объединились на основе единого понимания всеми членами депутатской группы нашей главной задачи – что и как надо делать для улучшения жизни людей и укрепления Российского государства. Деятельность группы “Народный депутат” отличает ответственный подход к решению сложнейших государственных проблем, настойчивое стремление конструктивно работать, а не заниматься политиканством, тесная связь депутатов со своими избирателями. Депутаты нашей группы возглавляют ряд ключевых комитетов Государственной Думы: по обороне (А.Николаев), по международным делам (Д.Рогозин), по кредитным организациям и финансовым рынкам (А.Шохин), по проблемам Севера и Дальнего Востока (В.Пивненко), по охране здоровья и спорту (Н.Герасименко), и проводят активную работу по совершенствованию российского законодательства.

Члены группы “Народный депутат” стали ядром созданного в начале 2001 г. Общероссийского политического общественного движения “Народный депутат” (ОПОД “Народный депутат”). Фактически впервые в новейшей российской истории подобное объединение было создано по инициативе представителей регионов и опиралось на уже существующие и действующие организации в субъектах Российской Федерации. Целью Движения стало формирование по-настоящему народной власти, реально действующей в интересах народа.

Основными задачами Движения были провозглашены укрепление российской государственности, ликвидация бедности и повышение жизненного уровня населения, формирование единого законодательного пространства на всей территории страны. Основной характеристикой Движения стала его социальная направленность, защита интересов рядовых российских граждан. Движение заявило о своей готовности сотрудничать со всеми политическими силами, руководствующимися национальными интересами России и действующими на благо ее народа.

В связи с принятием в июле 2001 г. Федерального закона “О политических партиях” на повестку дня стала задача преобразования ОПОД “Народный депутат” в полноценную политическую партию. Появление Закона о партиях было продиктовано объективно назревшей необходимостью концентрации политических сил, повышения требований к “качеству” политических партий, создания гарантий реализации гражданами Российской Федерации права на объединение в политические организации и участие в политической жизни общества.

На наш взгляд, главной целью Закона стало стремление очистить от “сорняков” партийно-политическое поле и стимулировать становление и развитие сильных и авторитетных партий парламентского типа. В основу новых требований положен разумный принцип – лучше меньше, да лучше. Право представлять и защищать политические интересы граждан на федеральном уровне могут иметь только те организации, которые реально работают на большей части территории страны, имеют достаточное число живых, а не “бумажных” сторонников и осуществляют свою деятельность на основе соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Положения нового Закона в части ужесточения требований к минимальной численности членов политической партии и количеству региональных отделений, ограничения сумм пожертвований, получаемых партией от граждан и организаций, запрета на получение финансовой поддержки из иностранных источников вызвали шумные протесты и критику со стороны представителей так называемых “карликовых” партий. Эти мифические партии часто образовывались с целью обеспечить благоприятный политический фон для облегчения проталкивания в парламент двух–трех, а то и вовсе одного столичного политика. Звание “вождя” партии или движения стало для политических тусовщиков чем-то вроде аристократического титула, повышающего их общественный статус. Некоторые “лидеры” до сих пор не стесняются прибавлять к своим регалиям подобный довесок – хотя всем окружающим хорошо известно, что за громким названием общероссийской партии или движения скрывается в лучшем случае несколько человек из окружения данного “лидера” и десяток знакомых в регионах, а сама структура и ее региональные организации существуют только на бумаге.

Кстати, если объективно проанализировать вызвавшее кое у кого наиболее нервную реакцию требование нового Закона о том, что в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов, то можно прийти к интересному выводу. Десять тысяч человек – это всего лишь одна десятитысячная часть от ста миллионов российских избирателей. Даже если в стране будет 10 реально действующих на федеральном уровне партий – что сегодня совсем немало – то общее число их активных сторонников должно составить всего лишь одну десятую процента от численности населения, имеющего право заниматься политической деятельностью. В связи с этим говорить о каких-то непреодолимых преградах, которые новый Закон якобы ставит на пути развития российской многопартийности, значит, мягко говоря, вводить людей в заблуждение.

В процессе преобразования Общероссийского политического общественного движения “Народный депутат” в политическую партию нам пришлось провести большой объем подготовительной работы. Летом и в начале осени 2001 г. в региональных отделениях ОПОД “Народный депутат” шло активное обсуждение идеологии и программных документов будущей партии, ее целей и задач. На конференциях, совещаниях и круглых столах по всей России активисты Движения вели дискуссии о методах работы и планах будущей партии, о насущных проблемах страны, в решении которых необходимо активно участвовать. Сам факт широкого обсуждения будущего преобразования в партию повысил интерес людей к “Народному депутату” и привел к созданию отделений нашего Движения в тех регионах, где они ранее не существовали.

29 сентября 2001 г. в Москве состоялась II Конференция (Съезд) Общероссийского политического общественного движения “Народный депутат”. Шестьсот делегатов из более 70 регионов рассмотрели основной вопрос повестки дня – преобразование ОПОД “Народный депутат” в политическую партию “Народная партия Российской Федерации” (Народная партия) и преобразование региональных отделений Движения в региональные отделения Народной партии в субъектах Российской Федерации. Таким образом, конференция Движения стала Учредительным съездом новой партии. Съезд принял Программу и Устав Народной партии, избрал Председателя партии, Центральный Комитет и Центральную контрольно-ревизионную комиссию. Большинство депутатов Госдумы – членов группы “Народный депутат” возглавили отделения Народной партии в своих регионах.

Надо сказать, что Учредительный съезд стал важным, но не окончательным шагом на пути к получению Народной партией статуса полноправной политической организации. На следующем этапе нами были подготовлены все необходимые документы для регистрации в Министерстве юстиции России. Хотя Закон дает полгода на подготовку пакета соответствующих документов после учредительного съезда, нам хватило одного месяца. Сложность заключалась в том, что мы стали первыми, подавшими документы на государственную регистрацию по новому Закону, и поэтому наши бумаги прошли самую детальную проверку – их в буквальном смысле слова рассматривали под микроскопом. Признаться, сотрудники соответствующего департамента Минюста, опытнейшие профессионалы, волновались не меньше, чем мы сами, – ведь это был первый шаг в реализации принципиально новых правовых требований в российской политической практике.

Хотя мы не прилагали каких-то особых усилий, чтобы первыми зарегистрировать нашу партию, это все же произошло. Почему? На это я отвечу – не из желания опередить остальных и отличиться. Просто мы привыкли так работать всегда – оперативно, не тратя время на бесчисленные согласования и переливание из пустого в порожнее, делая каждый день то, что нужно… и еще немного больше. Когда в начале ноября я получал из рук министра юстиции свидетельство о государственной регистрации Народной партии Российской Федерации за № 1, я почувствовал гордость за всех, кто участвовал в создании партии, а ранее Движения, за сотни и тысячи наших активистов в разных уголках России. Хотя это событие имеет всего лишь символическое значение, все-таки это очень важное и вселяющее в нас надежду предзнаменование.

Нам также удалось намного раньше срока выполнить и еще одно, крайне важное условие нынешнего Закона о политических партиях – требование о государственной регистрации более половины региональных отделений не позднее чем через шесть месяцев после государственной регистрации самой партии. Уже в конце декабря 2001 г. это было сделано. Таким образом, на сегодня нами выполнены все необходимые формальности и мы можем сосредоточить силы на реальной партийной работе, а в дальнейшем – на подготовке к следующим парламентским выборам.

Далее мне хотелось бы кратко остановиться на наших основных идеологических принципах и программных положениях Народной партии.

Кое-кто упрекает нас в “размытости” идеологии, а некоторые – даже в полном ее отсутствии. Так все-таки, есть у нас какая-то особенная “народная” идеология или нет?

К сожалению или к счастью, среди создателей и руководителей депутатской группы “Народный депутат”, Движения и партии преобладают не идеологи или партийные теоретики, а крепко стоящие на ногах практики, можно даже сказать, “крепкие хозяйственники”. Меньше всего нас волнуют “сверхреволюционные” идеи или масштабные программы переустройства общества на каких-то ранее невиданных идеологических основах. За последние пятнадцать лет XX века наш народ перекормили идеологическими платформами самого разного толка – коммунистическая, социал-демократическая, либеральная и либерально-демократическая, монархическая и народно-патриотическая, консервативная и т.д. и т.п.

Люди уже давно устали от борьбы идеологий, от правых и левых, им надоели многолетние бесплодные и схоластические споры коммунистов и демократов, конфронтация и политическая возня. Сегодня они верят только реальным делам. Традиционные российские вопросы – “кто виноват?” и “что делать?” – уже не вызывают общественного интереса. “Кто будет делать?” – вот какой вопрос имеет для нас ключевое значение. Мы считаем, что в наше время отсутствие ярко выраженной агрессивной идеологии – не недостаток, а достоинство политической партии, так как это дает возможность ясно видеть болевые точки общества в их реальном измерении, непредвзято подходить к решению насущных проблем, уходить от конфронтации к сотрудничеству политических сил.

Мы согласны с мнением, что обычные люди мыслят не идеологическими категориями, что их волнуют, в первую очередь, насущные интересы – достойно оплачиваемая работа, а в старости – приличная пенсия, бюджет семьи, цены на продукты питания и лекарства, жилье и одежда, качественная и доступная медицинская помощь, порядок на улицах и спокойствие в государстве. Это совершенно нормальное явление.

В свое время среди западных политиков было популярно выражение “молчаливое большинство”. Наши идеологи придавали этому термину негативный оттенок и относили его исключительно к чуждому нам капиталистическому миру. Но если внимательно вдуматься в его смысл применительно к нашей нынешней действительности, то приходишь к выводу, что это и есть те рядовые граждане, самые обычные люди, тот самый “электорат”, как любят говорить специалисты по политическим технологиям. Они молчаливы не потому, что им нечего сказать, а потому, что они предпочитают словам дела. Они молчаливы в том смысле, что не политизированы и считают, что каждый должен заниматься своим трудом. Они молчаливы, но внимательно наблюдают за тем, что происходит наверху, в мире большой политики, и делают свои выводы. И надо сказать, эти выводы часто могут быть очень нелицеприятны для кое-кого из считающих себя вершителями людских судеб.

Молчаливое большинство – это не олигархи, министры или звезды эстрады, это десятки миллионов людей самых обычных профессий, жители разных регионов и национальных республик России, зарабатывающие на жизнь нелегким трудом, растящие детей и не теряющие надежды на лучшую жизнь. Выражать и защищать интересы этих людей, на которых в общем-то и держится наше государство, – вот что мы считаем главной задачей Народной партии Российской Федерации.

Говоря об идеологии, я хотел бы добавить, что мы вовсе не отрицаем ее необходимость в политической сфере. Но в нашем понимании идеи должны служить людям, обществу, а не наоборот. Идеология не должна подавлять реальную жизнь. К чему приводит тотальная идеологизация всего общественного устройства мы уже видели в XX веке. Не планы партии должны быть планами народа, как это было в недавнем прошлом, а планы народа – планами партии. Если все же кратко сформулировать идеологическую платформу Народной партии, то это стремление создать условия для достойной, безопасной и спокойной жизни всего нашего народа – жизни в свободном, сильном и процветающем Российском государстве.

Для нас национальная идея – это идея сбережения народа, идея собирания нации. Под сбережением народа мы понимаем не только повышение уровня жизни и физическое сохранение государствообразующей нации в условиях нынешнего демографического кризиса, но и сохранение и укрепление ее духовного и нравственного здоровья, а также поддержку наших соотечественников, проживающих на территории других государств. Особая забота Народной партии – о подрастающем поколении. Недавно мы обратились к Президенту Владимиру Путину с конкретными предложениями по кардинальному изменению негативной ситуации, сложившейся в сфере охраны интересов детей и юношества. В ответ на наше обращение Президент дал соответствующие поручения органам исполнительной власти – незамедлительно приступить к решению накопившихся здесь проблем и, в первую очередь, проблемы беспризорных и брошенных на произвол судьбы детей.

Я твердо уверен, что в ХХI веке политические перспективы в нашей стране есть только у партий нового типа – партий без ярко выраженной идеологической окраски, настроенных не на конфронтацию и раздувание противоречий, а на поиск компромиссов и конструктивных решений, партий социальной направленности. По этому пути собирается идти Народная партия. И это не просто громкие заявления – уже сегодня мы можем предъявить конкретные результаты нашей полезной для всего общества работы.

За период, прошедший после Учредительного съезда, представители Народной партии в Государственной Думе – члены депутатской группы “Народный депутат” без шума и саморекламы провели большую работу. При нашем активном участии были разработаны и приняты важнейшие законодательные документы. Это новые кодексы – Трудовой, Уголовно-процессуальный, Административный и Налоговый, пакеты законов по судебно-правовой и пенсионной реформам. После долгого и напряженного обсуждения был принят и утвержден федеральный бюджет на 2002 год. При рассмотрении каждого законопроекта представители Народной партии добивались включения поправок, отвечающих интересам простых российских граждан, улучшающих их жизненные условия и социальные перспективы, реально укрепляющих бюджет каждой семьи.

Это касается, в первую очередь, законодательного обеспечения регулярного повышения пенсий и зарплат бюджетникам в 2001 г. и запланированного на 2002 г., а также включенного в новый Трудовой кодекс благодаря настойчивости “народных депутатов” положения о подтягивании минимального размера оплаты труда в стране до уровня реального прожиточного минимума.

Кстати, принятие нового Трудового кодекса, крайне нужного и отвечающего современным социальным и экономическим реалиям, стало хорошей проверкой того, какие политические силы действуют на благо общества, а какие просто занимаются популизмом. Прикрываясь демагогическими лозунгами, коммунисты в Думе едва не заблокировали принятие этого важнейшего документа. Лишь только благодаря совместным усилиям членов группы “Народный депутат” и других думских объединений центристской ориентации удалось преодолеть шумное и ожесточенное сопротивление “защитников” интересов народа.

Одно из основных направлений деятельности Народной партии и ее представителей в парламенте – оказание реальной помощи российским регионам. В цепочке бюджет семьи – бюджет региона – бюджет государства центральное звено должно быть максимально прочным. При утверждении федерального бюджета на 2002 г. мы настаивали на включении в проект тех позиций, которые укрепляют финансовое положение регионов. Мы добились принятия наших предложений о выделении в текущем году финансовых средств на выравнивание зарплат бюджетников в разных субъектах Федерации, обеспечили увеличение бюджетных инвестиций в региональные народнохозяйственные комплексы и рост финансирования дорожного хозяйства в регионах. Кроме того, нам удалось отстоять увеличение бюджетных дотаций на развитие отечественного сельского хозяйства.

Вся эта работа является практической реализацией наших программных установок, нашей идеологии – эффективная социальная защита населения, укрепление экономики каждого российского региона, порядок и стабильность в стране.

Что касается наших дальнейших политических планов, то я могу со всей ответственностью заявить – мы будем активно и очень серьезно готовиться к следующим парламентским выборам. В данном случае мы руководствуемся не олимпийским девизом – для нас главное не участие, а победа. Мы не партия начальников и не называем себя партией власти. Но мы откровенно говорим, что стремимся в результате справедливой и корректной борьбы за голоса избирателей на следующих парламентских выборах сформировать сильную фракцию в Государственной Думе, чтобы работать на улучшение жизни народа и укрепление Российского государства.

Мы твердо уверены, что политическая конфронтация должна остаться в прошлом. Будущее за цивилизованной конкуренцией методов и подходов к совершенствованию общества и государства в интересах всего народа. Я считаю, что мы постепенно движемся по пути всех цивилизованных стран в сторону более спокойного и устойчивого политического развития. И ведущая тенденция на этом пути – не политическая поляризация, а движение к большей политической однородности общества.

Я надеюсь, что уже достаточно скоро за возможность сформировать большинство в парламенте сильного и благополучного Российского государства будут соперничать на выборах две–три крупные общенациональные партии, и при этом результатом предвыборной борьбы будут не подогревание взаимной ненависти и раскол в обществе, а поиск наиболее эффективных путей развития общества и государства на основе общепризнанных принципов национального согласия. Но будущее, как известно, не приходит само, его нужно завоевать, его нужно приближать упорным каждодневным трудом.

Подводя итоги сказанному, я, как руководитель Народной партии Российской Федерации, хотел бы подчеркнуть: мы не правые и не левые. Мы патриоты своей Родины и всегда помним, откуда мы родом. Мы за стабильность и порядок в государстве и за благополучие в каждой российской семье. Наша главная цель – найти и удержать разумный баланс сочетания интересов отдельного гражданина и огромной страны. Народная партия, в основе идеологии которой лежит не конфронтация, а поиск национального и социального согласия, и есть, в нашем понимании, партия нового типа, партия, необходимая России и ее народу в XXI веке.