общественное мнение как средство манипуляций

Манипуляции на выборах и вообще в политической практике проводятся как на уровне действий, так и на уровне интерпретаций этих действий и их последствий, событий и сценариев их развития, оценок и прогнозов. На обоих уровнях профессионалы в области политики постоянно используют понятие “общественное мнение”. На уровне действий общественное мнение чаще всего связывается с опросами граждан, проводимыми как специализированными социологическими службами, так и различными средствами массовой информации: телевидением, радио, газетами и журналами. На уровне интерпретаций общественное мнение обычно представляется как совокупность неких нормативных мнений, суждений, оценок, ценностей и идеалов, наиболее распространенных в обществе и наиболее им поддерживаемых. Эти интерпретации политики и политической деятельности чаще всего распространяются через СМИ, а в выборные периоды – также через листовки, плакаты, на митингах, встречах с избирателями и т.п.

Средства массовой информации, безусловно, играют важную, если не решающую роль в распространении и формировании представлений граждан об общественном мнении и его конкретном содержании в тот или иной выборный или межвыборный период. Сочетание массового характера распространения информации об общественном мнении с весьма неясными и скрытыми от большинства граждан процедурами его выявления и формирования часто создает существенные препятствия для осознания ими обоснованности и последствий распространения составляющих общественное мнение суждений, оценок и прогнозов. Общественное мнение таким образом получает эффект вердикта, сходного с вердиктом суда, которому граждане должны подчиняться и который они могут оспорить только в другом суде. Но судебная процедура является открытой, по крайней мере, в соответствии с законодательными нормами. А процедуры, связанные с общественным мнением, наоборот, почти полностью закрыты для общества и не регламентируются законодательством за исключением некоторых ограничений на распространение сведений о нем в последние дни перед выборами. Такая ситуация порождает широкие возможности для разнообразных манипуляций сознанием граждан, которые по привычке усваивают положения соответствующих вердиктов общественного мнения и не имеют возможности проверить эти вердикты или даже усомниться в их истинности.

Концепция свободных выборов основана на том, что каждый избиратель имеет право и способность осуществить выбор кандидата и политической силы, которые конкурируют на выборах. Способность к такому выбору обосновывается концепцией общественного мнения. Поэтому общественное мнение в демократическом обществе служит в первую очередь цели легитимации власти. Вот почему общественное мнение так часто связывается с выборами, в ходе которых происходит более или менее объективный отбор политиков, претендующих на власть. Так общественное мнение превращается в один из важнейших ресурсов борьбы за власть со всеми вытекающими отсюда последствиями, в частности в области манипуляций сознанием.