сроки проведения избирательной кампании

Будем исходить из того, что перенос выборов как депутатов Государственной Думы, так и Президента без досрочного прекращения полномочий этих органов в рамках действующей Конституции невозможен. Следовательно, очередные парламентские выборы должны пройти в декабре 2003 года, а очередные президентские – в марте 2004 года.

Разработчикам федеральных законов о выборах почему-то больше всего нравится второе воскресенье месяца. Они предлагают проводить как парламентские, так и президентские выборы во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах (оставим в стороне соображение, что вторая неделя месяца в нашей стране – самая насыщенная праздничными днями, в том числе в декабре и марте). В данном контексте важнее всего проблема разведения по времени двух федеральных избирательных кампаний.

Казалось бы, Центризбирком, разрабатывавший данные законопроекты, должен был быть заинтересован в максимальном разведении двух кампаний. Можно вспомнить ситуацию 1995 года, когда Совет Федерации назначил выборы Президента в разгар думской кампании. Тогда Центризбиркому пришлось принимать специальное обращение к политикам с просьбой воздержаться от выдвижения кандидатов до окончания парламентских выборов.

В отношении предстоящих выборов Президента ситуация обостряется тем, что по новому законодательству кандидаты, выдвинутые прошедшими в Думу партиями и блоками, освобождаются от сбора подписей. В рамочном законе момент вступления в силу данной нормы определен недостаточно четко. В проекте закона о выборах Президента предусмотрено, что кандидат освобождается от сбора подписей, если результаты выборов депутатов Государственной Думы опубликованы раньше представления в Центризбирком документов, необходимых для регистрации. Такая норма неудачна, поскольку условия регистрации кандидатов должны быть известны до начала их выдвижения.

Посмотрим, какие сроки предлагают нам проекты законов о парламентских и президентских выборах. Согласно этим проектам, очередные выборы депутатов Государственной Думы должны быть проведены 14 декабря 2003 года, а очередные выборы Президента РФ – 14 марта 2004 года. Результаты выборов депутатов Государственной Думы должны быть официально опубликованы не позднее 4 января 2004 года. Выборы Президента РФ должны быть назначены не ранее 4 декабря и не позднее 14 декабря 2003 года. Решение о назначении выборов должно быть опубликовано не позднее 19 декабря 2003 года, после чего может начинаться выдвижение кандидатов. Срок представления документов на регистрацию – не ранее 24 декабря 2003 и не позднее 28 января 2004 года. Таким образом, в течение примерно двух недель после начала кампании будет сохраняться неопределенность в отношении того, кто имеет право не собирать подписи.

Этой неопределенности можно избежать, если перенести дату выборов депутатов Государственной Думы на первое воскресенье месяца (то есть на 7 декабря 2003 года), а выборов Президента РФ – на четвертое воскресенье месяца (то есть на 28 марта 2004 года). Тогда получаются следующие сроки: результаты выборов депутатов Государственной Думы должны быть официально опубликованы не позднее 28 декабря 2003 года; выборы Президента РФ должны быть назначены не ранее 18 декабря и не позднее 28 декабря 2003 года (единственная среда – день заседаний Совета Федерации между этими датами – 24 декабря 2003 года). Решение о назначении выборов должно быть опубликовано не позднее 2 января 2004 года (реально оно будет опубликовано 25–27 декабря 2003 года), после чего может начинаться выдвижение кандидатов. Срок представления документов на регистрацию – не ранее 7 января и не позднее 11 февраля 2004 года. Как видим, в этом случае результаты выборов могут быть опубликованы до начала выдвижения кандидатов (для того, чтобы это гарантировать, можно сократить срок публикации результатов выборов по федеральному округу до 16 дней).

Ряд нестыковок в проекте закона о президентских выборах связан с назначением досрочных выборов, а также с назначением выборов в случае, когда это не сделает Совет Федерации. Так, в пункте 3 статьи 5 проекта записано, что если Совет Федерации не назначит выборы Президента в установленный срок, выборы проводятся в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Это противоречит норме подпункта а пункта 4 статьи 10 рамочного закона , согласно которой такие выборы должны проводиться в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Один из путей устранения данного противоречия – установить в качестве дня голосования не первое, а четвертое воскресенье, как это и предлагается в предыдущем абзаце.

Согласно пункту 4 статьи 5 проекта, в случае досрочного прекращения полномочий Президента Совет Федерации назначает досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Это противоречит норме пункта 2 статьи 10 рамочного закона, согласно которой голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Конституции РФ и другой нормой пункта 4 статьи 5 проекта период от прекращения полномочий Президента до дня голосования может составлять от 83 (например, между 24 февраля и 18 мая 2004 года) до 92 дней (например, между 15 марта и 15 июня 2004 года). В любом случае, если Совет Федерации соберется лишь через 14 дней после прекращения полномочий Президента, он либо не уложится в предусмотренный рамочным законом срок, либо нарушит Конституцию. Следует отметить, что 14 дней – явно завышенный срок. Авторы проекта, очевидно, забыли, что члены Совета Федерации теперь работают на постоянной основе.

Согласно пункту 5 статьи 5 проекта, если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента в установленный пунктом 4 срок, выборы проводятся в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом . Это прямое нарушение пункта 2 статьи 92 Конституции РФ, согласно которому досрочные выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий .