путем “федерального вмешательства”

29 июля 2000 года вступил в силу новый федеральный закон, который произвел весьма серьезные изменения в системе взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации и ввел в правовую систему страны совершенно новый институт - институт “федерального вмешательства”.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, внесенный в Думу Президентом В.Путиным и ставший частью пакета инициатив главы государства по реформированию системы власти в России, до сих пор вызывает жаркие споры среди политиков и юристов. Остается вполне осязаемой перспектива запроса в Конституционный Суд на предмет его соответствия Конституции страны.

И действительно, принятие этого правового акта открывает новые перспективы становления российского федерализма и при этом ставит ряд серьезных вопросов, требующих ответа.

Что такое “федеральное вмешательство”?

В основе института “федерального вмешательства” лежит принцип государственного суверенитета, распространяющегося на всех граждан и на всю территорию государства (ст. 4 Конституции РФ). Соответственно, этим принципом отрицается государственный суверенитет субъектов Федерации (что и признал недавно в одном из своих решений КС РФ).

Из принципа государственного суверенитета Российской Федерации вытекает верховенство федерального законодательства по предметам ведения Российской Федерации (ст. 76, п. 1 Конституции РФ), а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 76, п. 5 Конституции РФ).

При этом субъекты Федерации реализуют право на принятие собственного законодательства, что на практике приводит к многочисленным случаям выявления противоречий между федеральным законодательством и законодательством регионов. В наиболее острых случаях разногласий между федеральным центром и субъектами Федерации встает вопрос о соблюдении фундаментального принципа государственного суверенитета России и обеспечения верховенства федерального законодательства над региональным.

Для таких ситуаций в конституциях ряда современных федеративных государств как раз и предусмотрен институт “федерального вмешательства” или “федерального принуждения” (например, в основном законе ФРГ), который в исключительных случаях дает право федеральным органам власти применять особые меры принуждения и даже санкции для восстановления правового порядка.

Таким образом, “федеральное вмешательство” как принцип означает конституционно закрепленное право федеральных органов государственной власти применять особые меры правового реагирования на нарушения принципа государственного суверенитета и верховенства федерального законодательства со стороны органов государственной власти субъектов Федерации с целью восстановления конституционно-правового порядка. “Федеральное вмешательство” как институт представляет собой механизм осуществления этого права.