учет избирателей

Учетом российских избирателей, как установлено статьей 17 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, призваны заниматься главы муниципальных образований, командиры воинских частей, дипломаты и избирательные комиссии. Реально же официальным учетом избирателей занимаются другие органы. К ним относятся министерства обороны, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, образования, по труду и социальным вопросам, по налогам и сборам, суды, Госкомстат, миграционная служба и целый ряд других органов.

Все они действуют нескоординированно, каждый по собственному плану, методике и усмотрению, решая узковедомстенные задачи. Естественным результатом такой деятельности являются нередко противоречивые сведения, которые, в конечном счете, имеют отнюдь не абсолютное прикладное значение для реальных выборов (региональных или федеральных). Именно по этой причине после подведения итогов почти каждых федеральных выборов у общественности и СМИ возникают вопросы в связи с “лишними” либо недостающими одним – двумя миллионами голосов избирателей.

Становятся понятными из раза в раз повторяющиеся жалобы граждан и общественных объединений на включение в списки избирателей умерших лиц, жителей давно снесенных или несуществующих домов, этажей и подъездов. К этой же категории брака можно отнести и так называемый “двойной учет” избирателей, когда люди, поменявшие место регистрации (место постоянного или преимущественного проживания) остаются в старых списках и не включаются в новые.

Наглядной иллюстрацией нынешнего положения дел с состоянием учета населения Российской Федерации является “декабрьский смотр” готовности ко всеобщей переписи населения, проведенный в Алтайском крае, в ходе которого выявлено 4 неучтенных села с проживающими людьми и 17 населенных пунктов без единого жителя.

Из всего этого необходимо как можно скорее сделать вывод: без единой методологии учета населения, в том числе избирателей, дело с места не сдвинется. Здесь не поможет ведение единого государственного регистра избирателей Центризбиркомом. С нашей точки зрения, нужен федеральный закон, который бы четко определил не только способы учета населения, но и установил роли и ответственность всех государственных органов – участников этого процесса. Разработать и согласовать законопроект будет проще, чем вести аппаратную междоусобицу по поводу подзаконных инструкций и бюджетных ассигнований для их исполнения. Самим же работникам избирательных комиссий такая задача не по плечу.