выдвижение и регистрация кандидатов

Действующим Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” предусмотрено несколько путей выдвижения кандидата – самовыдвижение, выдвижение группой избирателей или избирательным объединением (блоком). Кандидат может быть зарегистрирован на основании определенного законом количества подписей избирателей, собранных в его поддержку, либо на основании внесенного избирательного залога, если таковой предусмотрен соответствующим законом.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы в 1999 г. некоторые кандидаты представляли подписные листы и вносили избирательный залог для подстраховки, используя возможности, предоставленные им Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы. Однако в своем докладе “О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах” ЦИК РФ предлагает ограничить внесение избирательного залога жесткими временными рамками и предусмотреть четкую альтернативность избирательного залога сбору подписей с тем, чтобы кандидат, избирательное объединение, блок изначально выбирали основание для регистрации и не могли изменять его в ходе избирательной кампании.

С этим трудно согласиться. Намечаемые изменения в законодательстве создадут излишние ограничения для реализации пассивного избирательного права. При этом необходимо учитывать, что сумма избирательного залога может перечисляться лишь за счет сумм избирательного фонда, образуемого только после уведомления о выдвижении. Таким образом, на момент подачи уведомления кандидат может не знать, поступят ли на его счет денежные средства в количестве, достаточном для внесения избирательного залога.

Решая законодательным порядком вопрос о залоге, надо быть последовательным. Если этот институт введен на выборах депутатов Государственной Думы, то логична возможность его применения и при выборах Президента Российской Федерации. Кроме того, в Федеральном законе следует установить правило о применении залогового ограничения при выдвижении кандидатов на выборные должности в субъектах РФ. В настоящее время Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” предоставляет право субъектам Федерации самим решать вопрос о введении избирательного залога, в связи с чем содержание важнейшего конституционного права граждан быть избранными оказывается неодинаковым в разных субъектах РФ. Этого неоправданного положения можно избежать, если в Федеральном законе определить общие принципиальные основания для регистрации кандидатов независимо от уровня выборов.

Залог, как и сбор подписей в поддержку кандидата, направлены против выдвижения кандидатами случайных лиц, заведомо не имеющих шансов на победу в избирательном соревновании. Вместе с тем, они не должны служить непреодолимыми препятствиями для добросовестных, обладающих нужными качествами соискателей депутатских и иных должностных мандатов. Следовательно, размер залога, как и количество подписей, не могут определяться произвольно и быть чрезмерными.

В сумме залога, с нашей точки зрения, должны быть предусмотрены затраты, которые несет государство при участии в выборах данного кандидата, – стоимость предоставляемого эфирного времени и печатной площади в средствах массовой информации, перечисляемые суммы избирательными комиссиями на счет кандидата, транспортные расходы и т.д.

В Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” вся процедура выдвижения кандидатов существенно усложнена. Установлен неоправданно широкий перечень документов и данных о кандидате, которые он обязан представлять в соответствующую избирательную комиссию в качестве условия регистрации его кандидатом.

Помимо данных биографического характера кандидат должен предоставлять информацию о неснятых и непогашенных судимостях, наличии гражданства иностранного государства. Предусмотрена возможность истребования от кандидата сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Непредоставление или неправильное оформление всех необходимых сведений становится основанием для отказа кандидатам в праве баллотироваться на выборную должность.

Безусловно, полная информация о кандидатах необходима избирателям. Общество должно знать, из кого оно формирует органы власти. Вместе с тем, представление данных о кандидате должно носить исключительно информационный характер.

Единственно возможным, адекватным правовому смыслу предоставления кандидатом недостоверных сведений действием избирательной комиссии могло бы стать ознакомление избирателей с этим обстоятельством и сообщение сведений о кандидате, полученных комиссией от соответствующих компетентных органов. И пусть избиратели сами решают, достоин кандидат их доверия или нет. А решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату по мотиву предоставления недостоверных сведений о себе – это своего рода вмешательство в компетенцию избирателей, ущемление их активного избирательного права.

В ходе проведения выборов депутатов Государственной Думы в 1999 г. имели место многочисленные факты отказа в регистрации кандидатов и исключения их из федеральных списков только по тем основаниям, что они своевременно не сняли с учета старые, сгоревшие, украденные или подаренные кому-то автомобили. При этом степень существенности недостоверности этих сведений избирательная комиссия определяла по своему усмотрению и далеко не всегда оправданно. Представляется, что нормы, дающие возможность неоднозначного толкования вопросов о неправильности данных, представляемых кандидатом, должны быть исключены из Федерального закона.

Федеральные законы “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” должны содержать в себе исчерпывающий перечень оснований, по которым отказывается в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. Формула об “иных основаниях” отказа в регистрации не может быть признана приемлемой.

Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, в отличие от Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” 1994 г., закрепив за избирательными комиссиями право принимать решения об отмене регистрации, фактически наделил комиссии правом применять санкции за конкретное нарушение избирательного законодательства.

Отмена регистрации кандидата – это лишение его конституционного права быть избранным, поэтому решение такого серьезного вопроса может находиться только в компетенции суда. Избирательные комиссии должны контролировать вопросы соблюдения избирательного законодательства и, в случае его нарушения, доводить такие факты до сведения соответствующих органов.

Избирательные комиссии созданы для подготовки и проведения выборов, а не для наказания участников избирательной кампании. Логично, что Федеральным законом “Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах” им предоставлена возможность составлять протоколы об административных правонарушениях, но не дано право налагать взыскания на нарушителей. Наложение штрафа менее значимо, чем лишение права на избрание. Постановление о наложении штрафа можно обжаловать, приостановив при этом его исполнение. А когда обжалуется решение о снятии с регистрации, избирательная кампания не приостанавливается, кандидата отстраняют и голосование проходит без его участия.

Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” не предусматривает, в какой период может быть отменена регистрация. В законе устанавливается только, что не позднее чем в день, предшествующий дню голосования. Но, как известно, голосование бывает общее и повторное. Чтобы не было сомнения в том, к какому голосованию относятся указанные нормы, в законе необходимо определить основания, по которым кандидат может быть снят с регистрации после проведения общего голосования. Представляется, что это могут быть только нарушения, допущенные им после общего голосования. Если же обнаружены нарушения, имевшие место до дня общего голосования, речь может идти об отмене его итогов.

Кроме того, необходимо в принципе определить, какие нарушения могут являться основаниями для отмены итогов голосования и результатов выборов. Правоприменительная практика исходит только из разницы между количеством голосов избирателей, поданных за победившего и проигравшего кандидатов. Но если избирательная кампания избранного кандидата сопровождалась многочисленными нарушениями избирательного законодательства, о которых стало известно накануне или после голосования, избрание такого кандидата нельзя признать правомерным. При этих условиях отмена результатов выборов также должна являться для избранного кандидата санкцией за допущенные им нарушения избирательного законодательства независимо от того позволяют они или нет с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.