лекарство от бюрократизма

Национальная идея для России

В нашей стране интересы государства всегда были приоритетны по отношению к интересам личности. На практике это выражалось в диктате бюрократии, закрепощении человека и общества. Так было и при деспотичном самодержавии, и при тоталитарном советском режиме. В свою очередь российское общество оказалось не способно выработать идеи, которые приняло бы большинство граждан, конструктивно противостоять беззаконию и произволу государственной власти, поставить ее под свой контроль, наладить эффективные внутриобщественные отношения. Итогом стало крушение государства и общества в 1917 и 1991 годах.

Поэтому выдвижение идеи демократического правового государства, главной ценностью которого являются права и свободы человека, было неизбежно для власти, объявившей в период крушения СССР и коммунистического режима о разрыве с тоталитарным прошлым. В Конституции 1993 г. был закреплен принципиально новый государственный приоритет: человек, его права и свободы – высшая ценность, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Таким образом, впервые в истории созданы правовые условия для того, чтобы российская государственность изменила свою сущность в отношениях с личностью и обществом. Не человек для государства, а государство для человека – таков теперь должен быть основной принцип их отношений.

Чтобы обеспечить достойный уровень жизни наших граждан, чтобы Россия оставалась полноценным членом мирового сообщества и была в нем сильной и конкурентоспособной, государство обязано соблюдать и защищать такие права и свободы человека, как право на жизнь, свободу самореализации, достоинство и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед законом и судом, равноправие людей независимо от пола, национальности, языка, имущественного и должностного положения, право выбирать место пребывания и жительства. Государство обязано гарантировать свободу мысли и слова, свободу массовой информации, свободу объединений, свободу совести, вероисповедания. Государство обязано обеспечивать и защищать право частной собственности, право на труд и отдых, свободный выбор профессии, право на образование, на социальную помощь по состоянию здоровья, по старости, по другим жизненным обстоятельствам, право участвовать в государственном управлении, в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры.

Для того чтобы права и свободы человека на деле стали главной идеей и целью российского государства, чтобы оно было жизнеспособным, эффективным и конкурентоспособным в современном мировом сообществе, оно должно изжить традиционное отношение к человеку как к подданному, зависимому и послушному исполнителю государственных команд и приказов. Опекунская, патерналистская политика государства, держащего общество в недоразвитом, незрелом состоянии по принципу “мы – ваши отцы, вы – наши дети”, должна уступить место партнерским отношениям между гражданином и властью. На смену диктату неэффективной и безответственной власти должны прийти инициатива и самоуправление граждан.

В свою очередь обществу необходимо осознать, что суть исторического процесса, его смысл и движущая сила – развитие человеческой личности путем расширения ее прав и свободы выбора. Все структуры и институты общества и государства должны стать лишь инструментами, обеспечивающими права и свободы человека.

С нашей точки зрения, общественные отношения – отношения между людьми, обусловленные комплексом традиций, культуры, исторических и религиозных представлений, морали и действующих государственных законов, – всегда являются отражением идей, воспринятых всем или большей частью общества, а иногда лишь наиболее активными гражданами. Именно эти идеи всегда первичны, а структуры общества и государства всегда вторичны.

Поэтому решение задач общественного и государственного строительства, связанных с совершенствованием структуры и взаимодействия органов власти друг с другом и с гражданами, служит не целью, а только инструментом в достижении истинных целей России, которые лежат в сфере гуманистических и демократических ценностей. Мы придерживаемся подхода, который исходит из того, что основной движущей силой общественных отношений являются самоуправляющиеся личности, воля граждан, стремящихся закрепить свои ценностные установки – права и свободы – в качестве обязательных политико-правовых институтов. Такой подход строится на признании природы общества и государства как системы общечеловеческих и гуманистических ценностей, положенных в основу социального и государственного устройства.

Главное отличие такого демократического подхода от бюрократического заключается в том, что отношения граждан, построенных на общечеловеческих ценностях и вытекающих из них идей, понимаются как способ самоорганизации и самоуправления личности, общества, а не власти. Данные отношения определяют структурное строительство и общества, и государства, а не наоборот. Именно этот подход адекватен мировому социальному, экономическому, научно-техническому и культурному прогрессу.

Закрепленная в Конституции России идея приоритета прав человека пока еще не осознана большинством граждан и государственными служащими как объективная необходимость, а значит, не стала еще общенациональной идеей.

До тех пор, пока правовая культура российских граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека на практике реализованы не будут.

Разумеется, нужно время для того, чтобы уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека стали не декларативно, а на деле высшей ценностью государства, определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, местного самоуправления. В конечном счете задача гражданского общества состоит в том, чтобы сделать Конституцию Российской Федерации, декларирующую высшей ценностью права и свободы личности, подлинным, реально действующим Законом.