на перекрестке мнений

Государственная Дума приняла новый Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Таким образом, дискуссию о путях совершенствования российского избирательного законодательства, длившуюся около двух лет, можно считать законченной.

О “СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ”

Как и в предыдущие годы, прошедший в 1999–2000 годах очередной цикл выборов в федеральные и региональные органы власти обнаружил многие недостатки избирательного законодательства и дал толчок к его дальнейшему развитию.

В октябре 2000 г. ЦИК обнародовал доклад “О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах”,1 представлявший программу его законодательных инициатив. Первым шагом в реализации этой программы стало принятие в июле 2001 г. Федерального закона “О политических партиях”. Следующий шаг – подготовка проекта новой редакции Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

В упомянутом докладе и последующих выступлениях председателя ЦИК Александра Вешнякова высказывалась мысль, что в России создана достаточная законодательная база для проведения выборов с соблюдением международных избирательных стандартов. В связи с этим главной задачей, в отличие от предыдущих этапов, было объявлено не “восполнение явных пробелов в правовом регулировании избирательного процесса”, а “совершенствование” законодательства.

В понятие “совершенствование” можно вкладывать разный смысл. В докладе ЦИК это понятие расшифровано как “разработка новых, углубленных подходов к ряду институтов избирательного права, а также норм, обеспечивающих соблюдение законов, устранение юридико-технических неточностей”. Однако такая расшифровка оставляет без внимания важный момент. Речь идет о ревизии многих норм, введенных в процессе развития российской избирательной системы. Причем стремление к ревизии наблюдается со стороны как Центризбиркома, так и депутатских объединений. Зачастую идеи и предложения, поступавшие с разных сторон, оказывались разнонаправленными. И в ходе работы над законопроектом решался вопрос: в какую сторону будет двигаться российское избирательное законодательство?