споткнулись о порог

В первые годы демократических реформ (1989–1991 гг.) порог явки на всех выборах составлял 50% от общего числа избирателей, что часто приводило к срыву повторных и дополнительных выборов на всех уровнях, а в ряде случаев – и общих выборов в местные органы власти. С 1993 г. на выборах депутатов Госдумы действует порог в 25%, в то время как на выборах Президента РФ сохранился 50-прцентный порог. Право устанавливать порог явки на региональных и местных выборах было предоставлено региональным законодателям, и в разных субъектах РФ к решению этого вопроса подошли по-разному. В частности, на выборах глав субъектов встречаются варианты от 50-процентного порога до полного отсутствия ограничений.

В настоящее время наиболее популярный 25-прцентный порог, как в свое время 50-процентный, становится препятствием для избрания депутатов на повторных и дополнительных выборах любого уровня, а также на общих местных и даже региональных выборах. Поэтому все настойчивее звучит требование отказаться от него.

Однако Центризбирком предложил двигаться в противоположную сторону. В проекте для любых выборов был предложен 25-процентный порог с правом его увеличения. Еще более радикальное предложение озвучили представители центристских фракций, но соответствующие поправки ими внесены не были. Эти предложения обосновывались необходимостью обеспечения легитимности избираемых органов государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем их реализация может привести к фактической ликвидации выборных органов власти и особенно самоуправления.

В качестве компромисса на заседании рабочей группы Б.Надеждин предложил снизить “рамочный” порог явки до 20% без права его повышения региональными законами, отменить порог на повторных и дополнительных выборах любого уровня и разрешить региональным законодателям отменять его для выборов депутатов представительных органов местного самоуправления. Эта договоренность была зафиксирована в рабочем тексте законопроекта, но впоследствии без ведома членов рабочей группы из текста было исключено слово “федеральным”. В результате получилось, что порог явки избирателей может быть повышен не только федеральным законом, но и законом субъекта РФ. Это изменение оставалось незамеченным до вынесения законопроекта на пленарное заседание. На пленарном заседании Б.Надеждин пытался добиться восстановления текста. принятого рабочей группой, но его поддержали только 180 депутатов.

Отдельно на пленарном заседании обсуждался вопрос о пороге явки на выборах глав субъектов Федерации. Б.Надеждин предлагал ограничить возможность повышения порога 40%. Лидер группы “Регионы России” Олег Морозов, напротив, требовал установить на этих выборах порог не ниже 35%. Оба предложения не получили поддержки большинства.

Летом 2001 г. Президент РФ наложил вето на поправку к Федеральному закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, предусматривавшую обязательность двухтуровой системы выборов губернаторов. Вето мотивировалось тем, что данный вопрос должен регулироваться избирательным законодательством. Теперь данная норма была внесена в “рамочный” закон о выборах4. Более радикальное предложение – распространить двухтуровую систему на выборы глав муниципальных образований – не было поддержано.