от закона до обета. сми в избирательной кампании

В популярном армейском анекдоте старшина, легко соединяя пространство и время, приказывал солдатам копать канаву “от забора и до обеда”. Наш парламент, принимая новый Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, попытался столь же легко соединить предвыборную агитацию и объективное освещение выборов в средствах массовой информации общим понятием “информационное обеспечение выборов”.

Ясно ощущая опасность происходящего превращения избирательных кампаний в творческий конкурс PR-технологий, где избирателям уготована роль подопытных кроликов, а вовсе не членов жюри, законодатель стремится предотвратить теневую скупку эфирного времени и печатной площади в СМИ. Одновременно он пытается гарантировать свободу распространения в средствах массовой информации объективной, не агитационной информации, понимая, что ее отсутствие создает наиболее удобные условия для манипулирования голосами избирателей.

Хотя подобные цели ставились законодателем и в предшествующих редакциях данного закона, однако далеко не всегда использованные средства оказывались адекватны целям. В одних случаях они вообще не достигли никакой цели, в других – достигли частично, в третьих – достигли совершенно противоположных целей. Реальная электоральная игра легко стирала границы игрового поля и политический выбор становился уже неотличим от выбора товара в супермаркете, журналистика – от PR, а политическая деятельность – от бизнеса. Так рыночная экономика, проникая в несвойственный ей общественный ландшафт, порождает рыночное общество , в котором голоса избирателей становятся таким же ординарным товаром, как жевательная резинка.

Конечно, и в новом законе об основных гарантиях избирательных прав не все удалось, но если двигаться даже небольшими шажками в правильном направлении, то, в конце концов, велика вероятность прийти именно туда, куда следуешь. Если, конечно, знаешь, куда идти.