Теперь, когда Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав принят в третьем чтении, необходимо срочно приступать к переработке законов о выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы.
Почему это необходимо? Потому, что все нормативные акты, из которых складывается избирательное право, должны строго соответствовать главному, структурообразующему закону в этой сфере – Закону об основных гарантиях избирательных прав (пункт 6 статьи 1). Подчеркнем, что данный нормативный правовой акт имеет более высокую юридическую силу только в сравнении с другими законами о выборах, например, с Федеральным законом О выборах Президента Российской Федерации . В отношении всех прочих федеральных законов он не занимает какого-либо особого места, а значит, возможные коллизии между его нормами и положениями, например, Закона о СМИ должны решаться по общим правилам коллизионного права. Мастерство же законодателя заключается в том, чтобы не только не плодить противоречия, но, напротив, создавать условия для совместного и взаимодополняющего действия правовых норм, относящихся к различным отраслям законодательства, и тем самым продвигать гармонизацию правовой системы.
В чем срочность внесения изменений в федеральные законы о выборах? В том, что общенациональные избирательные кампании уже совсем близко – в 2003 и 2004 годах.
Обратим внимание на тот факт, что все ныне действующие избирательные законы федерального уровня были приняты едва ли не накануне выборов. Более того, подобная практика может уже считаться российской традицией. Так, президентские выборы в июне 1991 г. проходили по закону от 24 апреля 1991 г., в июне 1996 г. – по закону от 17 мая 1995 г., в марте 2000 г. – по закону от 31 декабря 1999 года. Точно такая же закономерность наблюдается и в отношении выборов депутатов Государственной Думы: в декабре 1995 г. их избирали по закону от 21 июня 1995 г., а в декабре 1999 г. – по закону от 24 июня 1999 года. Может сложиться впечатление, что законы о выборах воспринимаются законодателем как акты временные, с ограниченным сроком действия, создаваемые в каком-то смысле по случаю.
Естественно, законы, создаваемые по случаю, весьма подвержены влиянию конъюнктурных соображений. В значительной степени они отражают, прежде всего, сиюминутные устремления членов законодательного органа и лишь затем – главные тенденции развития отечественного законодательства о выборах. Напротив, Закон об основных гарантиях избирательных прав по самой своей сути призван возвыситься над суетой. Он не только задает стандарт для законодателя и ориентиры для правоприменителя, но и намечает пути дальнейшего развития избирательной системы. Вопрос информационного обеспечения выборов – наглядный тому пример.