агитация – это то, что оплачено?

Определение понятия “агитация”, которое было введено в закон в 1997 г., оказалось неудачным. Строго говоря, под него подпадали любые действия по информированию избирателей, поскольку они побуждали их к участию в выборах.

В проект было включено новое определение, под которое уже не подпадают призывы к участию в выборах. Информирование избирателей рассматривается как особая деятельность, не связанная с предвыборной агитацией. В определение предвыборной агитации было предложено включить и агитацию против всех кандидатов (или списков). Помимо определения, содержащегося в статье об основных понятиях, в специальной статье дан открытый перечень действий, подходящих под признаки предвыборной агитации.

Б.Надеждин внес два радикальных предложения по изменению определения предвыборной агитации. Он предложил, во-первых, отказаться от включения в данное понятие агитации “против всех”, а во-вторых, считать агитацией только “деятельность, имеющую целью побудить…”, исключив слова “или побуждающая”. Рабочая группа согласилась с этими предложениями, но Комитет по государственному строительству, а затем и Дума поддержали Центризбирком и сохранили определение, принятое в первом чтении.

Наибольший резонанс получила новелла, запрещающая призывы к отказу от участия в голосовании. Она была подвергнута резкой критике со стороны самых разных политических сил и при подготовке проекта ко второму чтению была удалена.

Зато по инициативе председателя Мосгоризбиркома Валентина Горбунова была принята радикальная поправка, внесенная депутатами от “ОВР”. Теперь предвыборная агитация может начинаться еще до регистрации кандидата, сразу после его выдвижения и создания им избирательного фонда.