партиям – “зеленый свет”

В соответствии с недавно принятым Федеральным законом “О политических партиях” партии стали единственным видом избирательного объединения на федеральных и региональных выборах. Стремлением усилить роль партий в избирательном процессе продиктован и ряд других новелл.

В 1994–1998 годах сторонники мажоритарной избирательной системы вели активное наступление на систему выборов по партийным спискам. Постановление Конституционного Суда от 17 ноября 1998 г. знаменовало перелом в этой борьбе. Теперь наступление ведут уже сторонники пропорциональной избирательной системы. Первым их шагом стала принятая в июле 2001 г. в первом чтении “поправка Игошина–Надеждина” к Федеральному закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, заставляющая формировать региональные парламенты по смешанной системе.

В одном из предварительных вариантов проекта избирательного закона, который появился в Интернете тогда же, в июле, также предусматривалось обязательное проведение выборов законодательных органов субъектов РФ по смешанной системе. Однако в проекте, официально внесенном Президентом РФ, решение вопроса о проведении региональных выборов по смешанной системе предлагалось отдать на усмотрение региональных же законодателей. Представители КПРФ, СПС и “Яблока” при обсуждении проекта в первом чтении заявили, что будут настаивать на придании этой норме императивного характера. Ни Центризбирком, ни центристские фракции не возражали.

Споры, однако, велись по вопросу о сроке вступления данной нормы в силу. В “поправке Игошина–Надеждина”, которую Дума приняла во втором и третьем чтении в апреле, региональным парламентам давался двухмесячный срок на приведение своего законодательства в соответствие с новым порядком. Но 24 апреля Совет Федерации отклонил этот законопроекта, и главным поводом для отклонения был именно двухмесячный срок.

Депутатами было предложено несколько вариантов вступления в силу смешанной системы: от двух месяцев со дня вступления в силу закона (Б.Надеждин) до 14 июля 2003 г. – срок, когда заканчивается переходный период, предусмотренный Федеральным законом “О политических партиях” (центристские фракции). Победила точка зрения центристов, поддержанная Центризбиркомом.

Существенной новеллой является освобождение партий и блоков, прошедших в Думу, от необходимости собирать подписи в поддержку своих кандидатов и списков или вносить залог. В ходе подготовки проекта ко второму чтению эта новелла была немного скорректирована. Решили предоставлять данную привилегию только по результатам федеральных выборов по партийным спискам. Кроме того, эта норма была переведена из факультативных в императивные. Однако она будет применяться только после проведения ближайших выборов в Госдуму, хотя коммунисты настаивали на ее немедленном вступлении в силу.

В то же время рабочая группа предложила предоставить такое право не только партиям, чьи списки были допущены к распределению мандатов, но и тем, которые получили при голосовании по федеральному округу более 3% голосов избирателей, – с целью воспрепятствовать консервации однажды закрепленного партийного расклада. Однако А.Вешняков с этим решением не согласился, и Комитет по государственному строительству поддержал председателя Центризбиркома.

Наибольшие споры вызвало предложение предоставлять партиям бесплатное эфирное время в зависимости от результатов предыдущих выборов. Эту новеллу поддержали представители КПРФ, резко против выступило “Яблоко”. На заседании Комитета А.Вешняков отстаивал данную норму, и Комитет с ним согласился. Однако “Яблоко” и СПС заявили, что не проголосуют за принятие данного закона, если в нем останется неравный доступ партий к бесплатному эфиру. И на пленарном заседании председатель ЦИК согласился с позицией, заявленной представителями этих фракций, после чего большинство депутатов проголосовало за поправки, гарантирующие равный доступ партий и кандидатов к государственным средствам массовой информации.