верховный суд российской федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации <…> рассмотрела в судебном заседании от 3 декабря 2001 г. дело по заявлению Батина Владимира Борисовича о назначении даты выборов главы Администрации Майкорского поселкового совета по кассационной жалобе главы Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа на решение суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 17 октября 2001 г., которым требования Батина В.Б. удовлетворены. В соответствии со ст. 3 п. 6 Федерального Закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” в редакции от 22 июня 1998 г. назначены выборы главы администрации Майкорского поселкового Совета Юсьвинского района на 3 февраля 2002 г. Выборы определено проводить в соответствии с Законом Коми-Пермяцкого автономного округа “О выборах должностных лиц местного самоуправления в Коми-Пермяцком автономном округе” от 05 июня 2000 г. Срок полномочий выборного главы администрации Майкорского поселкового Совета определен в 5 лет. Исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов возложено на избирательную комиссию Коми-Пермяцкого автономного округа.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.Манохиной, объяснения представителя Юсьвинского района по доверенности Баталовой, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М.Гермашевой, полагавшей решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Решением суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 07 июня 1999 г. удовлетворено частично требование В.Б.Батина. Устав Юсьвинского района в части, не предусматривающей возможность избрания глав администраций сельских и поселковых Советов, признан недействительным. На Администрацию и Земское Собрание района возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения внести в устав положения, предусматривающие, с учетом мнения населения сельских, поселковых Советов, проведение выборов глав сельских и поселковых Советов.

Названное решение было оставлено без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 1999 г.

07 сентября 2000 г. Земским Собранием Юсьвинского района были внесены изменения в статью 47 Устава района и было предусмотрено с учетом мнения населения сельпоссоветов могут проводиться выборы главы администрации сельпоссовета, в порядке, определяемом Уставом района и Законом Коми-Пермяцкого автономного округа “О выборах должностных лиц местного самоуправления в Коми-Пермяцком автономном округе”. Эти изменения были зарегистрированы 15 сентября 2001 г.

Батин В.Б. обратился в суд с заявлением о проведении выборов главы администрации Майкорского поселкового Совета, ссылаясь на то, что в марте 1997 г. 258 жителей п. Майкор требовали проведения выборов главы администрации поселкового Совета.

В марте–апреле 1998 г. большинство жителей поселка Майкор при обсуждении Устава района высказались за избрание главы поселка, а не назначение его главой района.

В марте 2001 г. по рекомендации главы администрации округа 407 жителей п. Майкор вновь просили Земское Собрание района назначить выборы главы администрации поселка Майкор. Однако им было отказано в этом и было предложено с учетом требований Положения о порядке проведения опросов населения в районе, принятого 21 августа 2001 г., собрать 50% подписей избирателей п. Майкор. Батин, считая отказ в проведении выборов главы поселка необоснованным, просил назначить дату выборов на 09 декабря 2001 г., совместив их с выборами депутатов в Законодательное Собрание округа и Пермской области.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе глава Юсвинского района, считая его неправильным. Суд, по его мнению, не учел, что в 1997–1999 г. население поселка высказывалось за проведение референдума и за предоставление им возможности избирать главу администрации сельпоссовета, а не назначение выборов.

Выборы могли бы быть назначены при наличии мнения не менее 50% населения о необходимости их назначения. В период с 1998 по февраль 2001 г. мнение населения поселка Майкор изменилось. Законом округа “О местном самоуправлении в Коми-Пермяцком автономном округе” установлена процедура проведения опроса, но эта процедура не была соблюдена.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 26 ноября 1996 г. в редакции от 22 июня 1998 г. № 85-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется при нарушении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если: законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок и проведение муниципальных выборов;

представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащим законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Применяется указанный Федеральный закон в части, неурегулированной законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами местного самоуправления.

Удовлетворяя требования Батина о назначении даты выборов главы администрации поселка Майкор, суд не указал в решении, в связи с чем применяет положения указанного Федерального закона.

Из материалов дела усматривается, что в Коми-Пермяцком автономном округе создана нормативная база, регулирующая выборы органов местного самоуправления, и сформированы органы местного самоуправления.

Уставом Юсьвинского района предусмотрено, что Юсьвинский район – муниципальное образование, включающее в себя территории 14 сельсоветов, в том числе и Майкорского (ст. 5).

Представительным органом Юсьвинского района является Земское Собрание, исполнительным – администрация района (ст. 12).

Администрации сельпоссоветов являются структурными подразделениями и в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 47 Устава района, выборы главы администрации сельпоссоветов могут быть назначены с учетом мнения населения.

В силу ст. 45 Устава Юсьвинского района выявление мнения населения возможно путем проведения опроса граждан в порядке, определенном Законом округа “О местном самоуправлении в Коми-Пермяцком автономном округе”.

При разрешении требования Батина о назначении даты выборов главы администрации п. Майкор суд счел, что избиратели поселка высказались за проведение этих выборов, поскольку в 1998 г. 258 жителей добивались проведения выборов, в марте 2001 г. еще 407 жителей поселка обратились в Земское Собрание района с заявлениями о назначении даты выборов главы администрации п. Майкор. Суд счел, что доказательств того, что с 1998 г. по настоящее время позиция жителей этого поселка изменилась и они не желают в настоящее время проводить выборы главы администрации поселка, не имеется.

Однако с этими выводами суда нельзя согласиться, поскольку только в сентябре 2000 г. были внесены изменения в Устав Юсьвинского района, предоставляющие право с учетом мнения населения избирать глав администрации сельских, поселковых Советов. Мнение населения о назначении даты выборов главы администрации п. Майкор следовало выяснить на время решения этого вопроса с соблюдением порядка проведения опроса населения, который определен нормативными актами Юсьвинского района и законами округа.

Данные в подписных листах 1997 и 1999 г. не могли быть положены в основу решения суда об удовлетворении требования Батана, так как жители пос. Майкор высказывали свое мнение о проведении местного референдума на территории поселка по вопросам: 1. создание муниципального делегированного территориального образования на территории Майкорского поссовета. 2. Выборы главы администрации п. Майкор, выборы депутатов в поселковый совет территориального общественного самоуправления Майкорского поссовета.

Обращения – заявления жителей поселка к Земскому Собранию Юсьвинского района о назначении выборов глав администрации Майкорского поссовета в январе 2001 г. также не могли быть положены в основу решения суда.

Из материалов дела следует, что на время рассмотрения в суде требования о назначении даты выборов главы администрации пос. Майкор мнение жителей этого поселка могло измениться. Жители поселка высказывались за проведение выборов главы администрации поссовета, желая сменить главу администрации Майкорского поссовета Самохутдинова Б.А. С 6 июля 2001 г. на должность главы администрации п. Майкор сроком на 5 лет назначен Трифонов Ю.В.

Администрация Юсьвинского района принимала меры к выяснению мнения населения сельпоссоветов и 10 октября 2001 г. было принято постановление “О проведении сходов граждан и опроса населения на территории района”.

В кассационную инстанцию представлен материал по итогам опроса населения в п. Майкор в октябре 2001 г., согласно которому 719 жителей высказалось за назначение главы администрации сельпоссовета главой района, т.е. 52,18%, а возразило против такого порядка 659 человек – 47,82%.

При таких данных вывод суда о том, что жители п. Майкор высказали мнение о необходимости назначения даты выборов главы администрации поселка, нельзя признать правильным.

Указывая в решении суда о том, что постановление главы Юсьвинского района от 10 октября 2001 г. “О проведении сходов граждан и опроса населения на территории района” является воспрепятствованием выявлению истинной воли жителей района по вопросу о порядке замещения должностей глав сельпоссоветов (т.е. суд признал, что истинная воля жителей не выяснена) и воспрепятствует проведению этих выборов, а разработанная форма опросного листа выражает заинтересованность администрации района в получении однозначного результата опроса, суд вышел за пределы заявленного Батиным требования о назначении даты выборов главы администрации п. Майкор. Требование о признании названного постановления главы администрации Юсьвинского района не заявлялось. Суд не привел оснований, по которым счел необходимым выйти за пределы заявленного Батиным требования.

Удовлетворяя заявление Батина, суд руководствовался п. 6 ст. 3 названного Федерального Закона, согласно которому дату выборов депутатов представительных органов местного управления и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных в уставе муниципального образования, по заявлению прокурора или жалобе гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалобам общественных объединений либо их региональных и местных отделений назначает суд в случаях, если: выборы должностного лица местного самоуправления не назначены уполномоченным органом в установленные сроки, и если не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Между тем, учитывая, что мнение жителей поселка Майкор не было выявлено по вопросу назначения выборов главы администрации поссовета п. Майкор, назначение даты выборов должностного лица, не предусмотренного Уставом муниципального образования, нельзя признать правильным.

Вывод суда о том, что мнение и воля избирателей п. Майкор о выборах главы администрации поселка установлена решением суда Коми-Пермяцкого автономного округа, ошибочен. Этим решением признан недействительным Устав Юсьвинского района от 5 июня 1998 г. в части, не предусматривающей возможность, с учетом мнения населения сельского Совета, избрания главы администраций сельских и поселковых Советов.

Мнение населения пос. Майкор подлежало выяснению с учетом процедуры, установленной нормативными актами округа и района.

При таком положении решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, тщательно проверить доводы и возражения участников процесса по заявленному требованию и разрешить дело с учетом требований законодательства, подлежащего применению.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 17 октября 2001 г. отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.