7 февраля 2001 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О политических партиях”. Данный закон будет существенным образом влиять на проведение выборов в Российской Федерации и на формирование ее избирательной системы, поэтому особенно важно, чтобы он послужил развитию демократических процессов, укреплению правовых начал политической жизни, созданию условий для честной конкуренции различных политических сил, готовых функционировать в рамках правового пространства, обеспечению равных возможностей для выживания и развития всех реально действующих и вновь формирующихся политических объединений.
С этой целью считаем необходимым закрепление в указанном законе следующих принципиальных положений:
1. С учетом переходного характера в развитии отечественной политической системы необходимо сохранение на данном этапе нескольких разновидностей субъектов политического и избирательного процессов - таких, как политические организации, политические движения и, наконец, политические партии при закреплении за последними (с целью стимулирования процессов формирования нормальной многопартийной системы) особого правового статуса в избирательном процессе путем предоставления им исключительного права выдвигать из числа своих членов списки кандидатов в депутаты при выборах по пропорциональной избирательной системе.
2. Численность партии должна быть такой, чтобы, с одной стороны, демонстрировать социально-политическую состоятельность организации и служить гарантией того, что она не будет действовать в частных интересах узкой группы лиц, а с другой стороны, - не лишать шансов на развитие реально действующие небольшие партии и не блокировать возможность появления новых партий. Для общероссийской партии ее численность может составлять около 2–2,5 тыс. членов, а, возможно, и меньше.
3. Введение в сферу действия предлагаемого закона межрегиональных и региональных партий является важной гарантией против ограничения политического плюрализма и многопартийности на региональном и местном уровнях. Вместе с тем, учитывая наличие в регионах и на местах опасных тенденций к национальному и религиозному сепаратизму, целесообразно установить запрет на создание политических объединений по национальному или конфессиональному признакам.
4. Предложения о государственном финансировании политических объединений в межвыборный период в условиях несформировавшейся партийно-политической системы и сложной социально-экономической ситуации представляются преждевременными.
5. Существенные пробелы в правовом регулировании многопартийности обусловливают необходимость введения четко очерченных правовых рамок для создания и деятельности политических объединений. К числу таких требований относятся:
- гарантии против политического экстремизма;
- меры, обеспечивающие возможности общественного контроля за созданием и деятельностью политических объединений;
- демократичность и открытость внутрипартийной жизни;
- гарантии против слияния бизнеса и политики;
- гарантии против слияния партийных и государственных структур;
- гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин на участие в политической жизни, не исключая возможности квотирования равного количества мужчин и женщин в партийных списках;
- гарантии против необоснованного государственного вмешательства в процессы создания и деятельности политических объединений и другие.