Кубинская революция это действия, предпринятые для свержения диктаторского правительства Фульгенсио Батиста 1 января 1959 года Июльским движением и другими революционными движениями страны.
Точка отсчета Кубинской революции обычно приходится на 26 июля 1953 года – это дата, когда группа приблизительно в сотню плохо вооруженных партизан атаковала бараки Монкада. Многие из них были убиты в битвах после атаки. Выжившие (среди них был и Фидель Кастро Рус и его брат, Рауль Кастро) были пойманы вскоре после этого. На политическом суде Фидель Кастро говорил в свою защиту около четырех часов, закончив словами: «Осудите меня, это не важно. История меня оправдает». Кастро приговорили к 15 годам заключения в тюрьме на Исла де Пинос. Рауль получил 13 лет.
В 1955 году из-за давления гражданских лидеров, генеральной оппозиции и иезуитов, которые помогали обучить Фиделя Кастро, а, возможно, и потому, что он знал братьев Кастро в молодости, Батиста отпустил своих политических заключенных включая и тех, кто атаковал Монкада. Бартья Кастро отправились в ссылку в Мексику, где они собрали вокруг себя других сосланных кубинцев, чтобы совершить революцию и свергнуть Батисту. В этот период Кастро встречается также с Эрнесто Че Геварой, и их силы объединяются. Тренировал их Альберто Байо, бывший военный лидер провалившихся лоялистов в испанской гражданской войне.
Группа тренировалась в Мексике под предводительством Фиделя Кастро и вернулась на Кубу в ноябре 1956 года, на маленькой яхте «Granma». Они надеялись, что их высадка на восточной Кубе совпадет с планируемыми восстаниями в городах и общим страйком, под руководством движения Двадцать шестого июля.
В августе 1958 года, 21 числа, силы Кастро начали свое нападение. В провинции Орьенте было четыре фронта (сейчас эта провинция разделена на Сантьяго де Куба, Гранма, Гвантанамо и Холгин), которые находились под руководством Фиделя Кастро, Рауля Кастро и Хуана Альмейда Боске. Выйдя из-за гор с оружием, взятым во время офензивы и привезенном на самолете, силы Кастро осуществили серию побед. Крупная победа Кастро в Гизе и последующее взятие нескольких городов (Маффо, Контрамаэстре, Централь Орьенте и так далее) ознаменовали победу в планах Кастро.
В то же время три колонны под командованием Че Гевары, Камило Синфуэгом и Хайме Вега, продвинулись на запад к провинциальной столице Санта-Клара. Колонна Хайме Вега была поймана в засаде и уничтожена. Выжившие две колонны добрались до центральных провинций, где они объединили усилия с некоторыми другими группами сопротивления не под командованием Кастро. Синфуэгос добился ключевой победы в бухте Ягуаджай 30 декабря 1958 года.
На следующий день Санта-Клара была взята объединенными силами Че Гевары, Синфуэгоса и Уильяма Александра Моргана. Новости об этих событиях привели Батисту в панику. Он покинул Кубу и уплыл в Доминиканскую республику 1 января 1959 года.
Кастро узнал о побеге Батисты утром и немедленно начал переговоры о взятии Сантьяго де Куба. Второго января военный командующий города, полковник Рубидо, приказал своим солдатам не сражаться и позволить силам Кастро взять город. В то же время силы Гевары и Синфуэгос вошли в Гавану. На своем пути от Санта-Клары до столицы они не встретили никакого сопротивления. Сам Кастро прибыл в Гавану 8 января после долгого марша победы.
Сотни подозреваемых агентов, полицейских и Солдат эпохи Батисты попали под публичный суд за оскорбление человеческих прав и военные преступления, включая убийства и пытки. Тех, кого обвиняли в убийстве, расстреляли, остальных приговорили к длительному сроку тюрьмы. Одним из ярких примеров революционной справедливости была казнь 70 пойманных солдат режима Батисты, направляемая Раулем Кастро после взятия Сантьяго. Гевара был назначен главным прокурором в крепости Ла Кабанья. Все это было попытками Фиделя Кастро очистить силы сторонников Батисты, которые могли затеять контрреволюцию. Многие представители старого режима были уволены с должностей и отправлены в ссылку.
В 1961 году после вторжения в Бухту Свиней, новое кубинское правительство также изъяло всю собственность религиозных организаций без компенсации. Сотни представителей духовенства, включая епископа, были исключены из состава нации. Новые кубинцы теперь были атеистами.
Согласно показаниям географа и одного из командиров Кастро Антонио Нуньеса Хименеса, 75 процентов лучших пахотных земель Кубы принадлежали представительствам иностранных, по большей части, американских, компаний. Таким образом, одним из первых достижений нового правительства было проведение земельных реформ. Реформа эта все равно не подняла уровень жизни, так как вместо того, чтобы разделить большие именья на маленькие частные фермы, были сформированы кооперативы. Команданте Сори Мартин, которого не устроила земельная реформа, решил было сбежать, но его поймали и казнили. Многие другие противники Батисты, но не марксисты по идеологии, были вынуждены отправиться в ссылку, были казнены или убиты во время подавленных восстаний, как, например, братья Битон.
Чтобы сменить силовую базу бывших противников, сразу же после занятия главенствующего места, кубинское правительство также создало революционную милицию. Кастро, кроме этого, организовал комитеты защиты революции в конце сентября 1960 года. Задачей комитета было поддержание бдительности касательно контрреволюционной деятельности. Местные комитеты занимались своеобразным шпионажем: они устанавливали кто и сколько контактов имеет с иностранцами, кто где работает, какое образование имеет и другие «подозрительные» данные.
Кастро также национализировал всю иностранную собственность 6 августа 1960 года. Земли и компании, принадлежавшее кубинцам среднего класса, также были национализированы. Сюда относились и плантации, принадлежавшие семье Фиделя Кастро. В ответ США объявило Кубе эмбарго, которое продержалось более сорока лет.
Американское правительство осуществило множество попыток свергнуть режим Кастро. Одной из самых известных является вторжение в бухту Свиней на пике Холодной войныно, после кубинского ракетного кризиса, на словах было обещано больше е вторгаться на территорию страны. В июле 1961 года, Объединенные революционные организации были организованы как слияние движения Двадцать шестого июля, Народной социалистической партии под руководительством Блас Рока и революционного марша директории Фавре Чомона. В марте 1962 года Объединенные революционные организации стали Объединенной партией кубинской социалистической революции , которая, позднее, стала Коммунистической партией Кубы 3 октября 1965 года с Кастро в роли первого секретаря.
Либо выбрать вот эту версию кубинской революции (на ваше усмотрение).
История Кубинской революции
К 50-м годам на Кубе сложилось тяжёлое положение, вызванное, в первую очередь, полным американским контролем над экономикой острова. Куба полностью зависела от американских инвестиций. Монополии США контролировали более половины сахарной промышленности, свыше 90% электроэнергетики, нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности, связь, туристический бизнес и т.д. Куба фактически была сырьевым придатком США. Хотя при режиме Батисты экономическое положение Кубы было лучше, чем в других развивающихся странах этого региона, основная масса население жила в условиях полной нищеты. Сам режим был чрезвычайно жесток, он полностью подавлял демократические свободы, в стране была отменена конституция, запрещены многие политические партии, в том числе и Коммунистическая.
Молодые образованные кубинцы не могли мириться с таким положением. В их числе были и Фидель Кастро Рус и его брат Рауль. Одно время они состояли в так называемой партии ортодоксов, ожидая, что именно она возглавит борьбу против диктатора, но лидеры партии проявляли крайнюю нерешительность. И тогда Фидель, Рауль и несколько десятков молодых кубинцев решили действовать самостоятельно.
Для того чтобы завоевать доверие народа и убедить его в возможности успешной вооружённой борьбы, чтобы, наконец, добыть необходимое оружие, Фидель Кастро и его товарищи решили захватить военные казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба и казарму в городе Баямо.
Около года шла подготовка к штурму. Патриотам пришлось преодолеть огромные трудности. Чтобы собрать средства, необходимые для приобретения оружия, многие из них отдали всё, что имели. 25 июля 1953 г. в усадьбе Сибоней, находящейся в 15 минутах езды от Сантьяго-де-Куба, в условиях строжайшей конспирации собрались 165 человек, из них две девушки - Аиде Сантамария и Мельба Эрнандес. Их главным лозунгом стали слова: Свобода или смерть! .
Штурм воинских казарм в Сантьяго-де-Куба и Баямо, начатый революционерами на рассвете следующего дня, не принёс им успеха. Силы были неравными: революционеров было в 15 раз меньше, чем солдат правительственных войск.На специальном совещании, созванном Батистой в Гаване, диктатор заявил, что считает позором и стыдом для армии, что она понесла в три раза больше потерь, чем нападавшие, а потому приказал за каждого убитого солдата расстрелять 10 пленных. Многие попавшие в плен участники штурма были убиты, некоторых из них заживо закапывали со связанными за спиной руками, остальных предали суду. На суде 16 октября 1953 года Ф. Кастро произнес знаменитую речь, известную под названием “История меня оправдает”, в которой он подверг уничтожающей критике кровавую диктатуру Батисты. В этой же речи он изложил программу национально-освободительной борьбы и свержения диктатуры. Приговор был суров: Фиделю Кастро - 15 лет тюремного заключения, Раулю Кастро - 13 лет. Но тюрьма не сломила их волю к победе.
По всей стране прокатилась волна возмущений. Появилось массовое революционное движение 26 июля ”, которому было суждено сыграть решающую роль в борьбе кубинского народа за свободу. Революционные группы сторонников Ф. Кастро множились с каждым днем. 20 тыс. кубинцев, представлявших различные партии и группы или вовсе не входившие ни в одну из них, но поднявшие голос в защиту героев Монкады, стали жертвами военно-полицейского режима. Это вызвало повсеместное возмущение, антидиктаторские выступления становились всё более массовыми и решительными.
Политику репрессий Батиста сочетал с политикой социальной демагогии. Он не видел опасности для своего режима в этой, по его словам, импровизированной революции зелёной молодёжи. В мае 1955 г. диктатор, желая показать, что он прислушивается к голосу народа, требовавшего свободы узникам Монкады, подписал закон об амнистии.
Кастро со своими соратниками обосновался в Мексике, где начал планомерную подготовку к развёртыванию на Кубе широкомасштабной партизанской войны. Действовавшее на острове и руководимое им из эмиграции общенациональное Движение 26 июля проводило необходимую работу по созданию своих ячеек и боевых групп в различных уголках страны. В то же время руководящее ядро Движения 26 июля осваивало в мексиканских лесах азы воинской мудрости, перенимало боевой опыт испанского полковника Альберто Байо, одного из руководителей партизанского движения в годы гражданской войны в Испании.
Несмотря на трудности подготовки вооружённой экспедиции, Фидель Кастро во всеуслышание заявил: В 1956 г. мы будем свободными или принесём себя в жертву . Заявление лидера кубинских революционеров вызвало недовольство Байо, считавшего, что по стратегическим соображениям следовало бы держать в строжайшем секрете свои планы, связанные с началом вооружённой борьбы.
Однако Фидель Кастро был другого мнения. Он исходил из того, что в результате поражений и обмана со стороны находившихся у власти в прежние годы политических деятелей многие кубинцы испытывают чувство разочарования и пессимизма. Лозунг о начале вооружённой борьбы в 1956 г. был обнародован для того, чтобы кубинский народ знал: молодые революционеры готовы к борьбе и в ближайшее время развернут её вновь.
В ночь на 25-ое ноября 1956 года отряд Ф. Кастро, численностью 82 человека, отплыл из мексиканского порта Туспан на яхте “Гранма”. Это чрезмерно перегруженное судёнышко отправилось к берегам Кубы. На его борту было 82 человека, 2 противотанковых пулемёта, 90 винтовок, 3 автомата, пистолеты, боеприпасы, продовольствие. Среди участников экспедиции был и ставший впоследствии знаменитым аргентинский врач Эрнесто Че Гевара, а кроме него ещё четыре иностранца (итальянец, мексиканец, гватемалец и доминиканец).
Безумству храбрых поистине не было предела. Каждая минута этого плавания была сопряжена с величайшим риском. Сильно перегруженная яхта, рассчитанная всего лишь на девять человек, в любой момент могла выйти из строя или затонуть. За время её недельного плавания до Кубы она не раз могла быть обнаружена в Мексиканском заливе, а у батистовского командования были большие шансы уничтожить её вблизи берегов Кубы.
Когда яхта “Гранма” вошла в территориальной воды Кубы в районе Орьенты, люди плывущие на ней еще не знали, что восстание поднятое их соратниками на острове уже подавлено правительственными войсками Батисты и на берегу пассажиров яхты ждали вооруженные люди.
Эта встреча вынудила революционеров в спешном порядке провести высадку в незапланированном и неизвестном повстанцам районе, около устья реки Белик. Перед высадкой исполнили национальный гимн, Фидель Кастро произнёс несколько напутственных слов. Затем, разделившись на небольшие группы, стали прыгать в воду. Впереди было большое, протяжённостью около 2 км, болото с мангровыми зарослями. В некоторых местах люди утопали по грудь в грязной жиже. В довершение всего над зоной высадки появились самолёты ВВС Кубы. Но болото сослужило добрую службу: лётчики так и не заметили отряд. Заплетающейся походкой, - вспоминал Эрнесто Че Гевара, - мы ступили на твёрдую землю, являя собой армию теней, армию призраков, которая шла, подчиняясь импульсу какого-то скрытого психического механизма .
Целых 40 км оставалось до спасительного убежища - гор Сьерра-Маэстра. Более 1000 солдат бросил Батиста на уничтожение повстанцев. Были перекрыты все дороги; все окрестности беспорядочно, но интенсивно обстреливались летавшими на бреющем полёте самолётами. Казалось, ничто живое не в состоянии выбраться из этого ада..
Участники высадки разбились на группы по 2-3 человека и голодные, в полуобморочном состоянии, как писал потом Эрнесто Че Гевара, с боями продвигались по направлению к горам. 21 человек погиб, многие были взяты в плен и преданы суду.
В конце декабря до условленного места - заброшенной в горах усадьбы Кресенсио Переса, одного из организаторов Движения 26 июля в этом районе, - добрались всего 22 революционера, имевших лишь два автомата. Среди них были: Фидель Кастро, Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос, Рамиро Вальдес, Хуан Альмейда - те, кто впоследствии возглавит на Кубе революционные преобразования. Но тогда, в конце 1956 г., этого не мог бы предсказать ни один прорицатель, об этом не решился бы даже подумать ни один самый смелый фантаст. Всего 22 человека с двумя автоматами против 30-тысячной регулярной армии!..
Правительственная печать Кубы и американские информационные агентства сообщили о смерти Фиделя Кастро и полном уничтожении отряда, а сам диктатор даже заявил 15 декабря 1956 г., что Кастро вообще не принимал участия в экспедиции Гранмы . Вся эта кампания была направлена на то, чтобы подорвать в народе всякую веру в возможность революционной борьбы. Однако постепенно Куба узнавала правду о Сьерра-Маэстра и её героях. Популярность Фиделя Кастро росла. Местное население оказывало его отряду большую помощь, поставляя продукты питания, информируя о передвижении частей правительственных войск в горах, выделяя патриотам проводников.
С первых же дней борьбы в Сьерра-Маэстра партизаны провозгласили лозунг: Воюем не против армии, а против Батисты . В феврале 1957г. Фидель Кастро, обращаясь к народу, писал: Когда от наших выстрелов падает солдат, в нас грусть превалирует над удовлетворением и мы сожалеем, что перед нашими телескопическими прицелами не стоят настоящие преступники - ...сенаторы, министры, политиканы, посылающие солдат на смерть .
Борьба повстанцев постепенно превратилась в борьбу всего народа против военно-полицейского режима. Движение 26 июля стало общенациональной патриотической организацией, объединившей значительную часть кубинского общества - от безработных до крупных собственников. 62 группы этого движения действовали за границей, главным образом в США, странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Они собирали средства, приобретали оружие и разъясняли людям цели и задачи революции.
Чем больше диктатура усиливала репрессии, тем более массовым становилось сопротивление ей в масштабе всей страны. В этих условиях Батиста связывал основные надежды с поддержкой своего режима Соединёнными Штатами Америки. Практически до конца 1958 г. США оказывали ему всестороннюю помощь, не исключая при этом возможности неизбежного ухода диктатора с политической сцены.
Гибкая тактика повстанцев, исключавшая какие-либо резкие антиамериканские выступления, не давала Белому дому сколько-нибудь серьёзных поводов для тревоги. По признанию резидента Центрального разведывательного управления в Гаване Уильяма Колдуэлла, в 1958 г. главными вопросами, с которыми к нему обращались в Вашингтоне, были: кто есть Кастро и что представляет собой его программа?
В ночь на 1 января 1959 г. Батиста бежал в Доминиканскую республику. В Санто-Доминго укрылись вместе с ним 124 его сторонника - офицеры, генералы, высокопоставленные чиновники. Только 18 из них оказались верны ему на чужой земле. Остальные уже в феврале 1959 г. вынесли Батисте смертный приговор за то, что он не поделился с ними захваченной с собой государственной казной. Один из обвинителей заявил тогда: Мы не будем убивать его здесь. Это означало бы нарушить наше обещание, данное генералиссимусу Трухильо (диктатору Доминиканской республики. - Прим. авт.). Но собака должна умереть, и она об этом знает .
Этот приговор так и не был приведён в исполнение. Батиста скончался в 1973 г. Однако сам характер противоречий внутри бывшей правящей кубинской элиты красноречиво свидетельствует о том, какого сорта люди составляли её.
Революция сорвала планы и тех приспешников диктатора, которые остались на Кубе. В начале января в Гавану вошли повстанческие части, возглавляемые Че Геварой и Сьенфуэгосом, а 8 января 1959 г. в столицу вступили основные повстанческие колонны во главе с Фиделем Кастро. Церковные колокола вызванивали гимн победы, залпы батарей приветствовали победителей, торжественно звучали сирены празднично украшенных кораблей, парадным строем над городом пролетали военные самолёты. Революция победила!
Выступая на миллионном митинге, Фидель Кастро сказал, что триумф революции отнюдь не означает немедленного решения всех проблем Кубы, а также того, что каждый будет иметь теперь по дворцу и в будущем жизнь будет только лёгкой прогулкой. Первого января, - подчеркнул тогда лидер революции, - мы только завоевали право начать .