государственный регистр населения рф и государственная автоматизированная система “выборы”

Государственная автоматизированная система “Выборы” была создана на основе Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 227 “Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” в целях информационного обеспечения процессов подготовки и проведения выборов в органы государственной власти, референдумов в Российской Федерации, повышения достоверности сведений о ходе избирательных кампаний.

Деятельность этой системы до сих пор практически не получила законодательного оформления. Порядок ее функционирования и эксплуатации определяется главным образом нормативно-правовыми актами ЦИК РФ. Фрагментарного регламентирования использования этой системы в основных федеральных избирательных законах крайне недостаточно.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется гласно и открыто. Это означает, что все сведения, которые имеются в распоряжении избирательных комиссий, относятся к категории общедоступной информации. Каких-либо правовых ограничений доступности сферы автоматизированной информации об избирательном процессе выборное законодательство не устанавливает. Закон об информации прямо запрещает относить к информации с ограниченным доступом документы, накапливаемые в информационных системах организаций, представляющих общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

К сожалению, в настоящее время имеющийся потенциал ГАС “Выборы” не используется в достаточной мере для обеспечения открытости и гласности избирательного процесса. Право знакомиться с любой информацией, вводимой в Государственную автоматизированную информационную систему и выводимой из нее, в соответствии с пунктом 4 статьи 86 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, пунктом 4 статьи 76 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”, пунктом 2 статьи 62 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, ограничено только членами избирательной комиссии и наблюдателями, хотя таким правом должны обладать все избиратели.

Представляется необходимым ускорить широкое обсуждение и принятие законов о Государственном регистре населения РФ и о Государственной автоматизированной системе “Выборы”, решить проблему создания глобальной единой информационной, телекоммуникационной системы учета населения, обеспечения выборов и референдумов, к которой могли бы иметь доступ все лица без исключения, а также выведения ее из ведомственной информационной системы и придания ей статуса общефедеральной.

В обсуждении указанных проектов законов, по нашему мнению, должен принять участие широкий круг специалистов и экспертов в области информатизации, связи, публичного права.