кризис электоральной социологии

В целом современное состояние электоральной социологии вполне можно охарактеризовать как кризисное, что еще раз подтвердили прошедшие 19 декабря 1999 г. выборы в Государственную Думу.

Нормативные представления о социологических исследованиях в избирательных кампаниях, зафиксированные в разнообразных руководствах, отводят опросам важную роль в разработке и реализации стратегии и тактики ведения кампаний. Но в реальной практике качественно проведенные опросы стоят дорого, их результаты требуют профессиональной интерпретации. Эти условия могут быть выполнены только профессиональными социологическими службами, работающими постоянно, а не исключительно в периоды проведения избирательных кампаний. И в самих избирательных кампаниях таким службам выгодно обслуживать нескольких кандидатов или крупные избирательные объединения. Такой подход не всегда устраивает кандидатов и руководителей избирательных объединений по соображениям конфиденциальности получаемой социологами информации и затратам финансовых ресурсов. Выход они видят в использовании результатов опросов собственных социологических служб, создаваемых на периоды проведения избирательных кампаний, или на размещение заказов на опросы по принципу минимизации финансовых затрат.

Некоторые социологические службы в этой ситуации, чтобы получать заказы, настолько снижают расценки на проведение опросов, что оплаты работ не может хватить на качественное выполнение всех необходимых технических процедур. Результатам таких опросов доверять невозможно, при этом теряют в доверии и сами социологические службы. В итоге большинству кандидатов по одномандатным округам, на региональных выборах и, особенно, на местных выборах опросы представляются лишними. Некоторые избирательные объединения даже на прошедших думских выборах формировали стратегию и тактику ведения своих избирательных кампаний не на основе социологических данных, а исходя из иных соображений. Проведение репрезентативных опросов в ходе этой избирательной кампании часто заменялось непосредственным формированием желательных лидерам избирательных объединений представлений и образов в СМИ. Довольно часто в ходе избирательных кампаний в одномандатных округах команды кандидатов публиковали свои рейтинги, не проводя никаких исследований. Задачей этих рейтингов было не отражение реального отношения избирателей к кандидатам, а формирование такого отношения в выгодных для своих кандидатов направлениях.

Эксплуатация доверия профессионалов и непрофессионалов к результатам опросов общественного мнения в корыстных политических интересах довольно быстро снижает уровень этого доверия. Профессиональные социологические службы теряют заказы и финансирование, им приходится постепенно отказываться от выполнения в ходе исследований ряда технологических процедур за счет некоторого увеличения вероятностей ошибок в данных. А это, в свою очередь, снижает уровень доверия к результатам опросов и, как следствие, уровень финансирования профессиональных социологических служб.

Как разрешится все более углубляющийся кризис электоральной социологии пока не ясно. Скорее всего, выход будет найден с помощью более активного формирования потребности в качественной электоральной социологии среди политиков и их спонсоров. Ведь потеря доверия к опросам общественного мнения угрожает им потерей одного из важнейших ресурсов политической деятельности.