Современность
Манипуляции сознанием можно условно разделить на грубые и скрытые. К грубым следует отнести манипуляции, которые воспринимаются как явные подтасовки фактов, оценок, суждений, мнений, в частности:
публикации рейтингов кандидатов и избирательных объединений без проведения исследований или противоречащих данным исследований;
проведение заказных опросов с заданием показать преимущество заказчика или его кандидата, избирательного объединения в поддержке избирателями;
представление экспертных оценок ангажированными экспертами, которые убеждают элиту и граждан в справедливости тех или иных мнений и оценок, хотя на самом деле ситуация не столь однозначна или вообще не соответствует этим оценкам;
явно ложные сведения из публикаций СМИ об общественном мнении и электоральной поддержке кандидатов или избирательных объединений без проведения исследований и указания процентов ответов (только суждения журналистов).
Грубые манипуляции общественным мнением получили довольно широкое распространение в современных избирательных кампаниях. Их обычно не слишком сложно разоблачить, если суметь провести репрезентативное социологическое исследование, опрос независимых, неангажированных экспертов, основательно проверить сведения, предполагаемые к публикации в СМИ
Вслед за федеральными законами Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее – рамочный закон) и О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пришел черед Федерального закона О выборах Президента Российской Федерации . Соответствующий проект был внесен Президентом в Государственную Думу в первой половине сентября.
Казалось бы – рамочный закон столь подробно описывает все избирательные процедуры, что при подготовке специальных законов остается мало вопросов, заслуживающих специального обсуждения. Этого, однако, нельзя сказать про проект закона о выборах Президента: здесь спорных моментов более чем достаточно
Манипуляции на выборах и вообще в политической практике проводятся как на уровне действий, так и на уровне интерпретаций этих действий и их последствий, событий и сценариев их развития, оценок и прогнозов. На обоих уровнях профессионалы в области политики постоянно используют понятие “общественное мнение”. На уровне действий общественное мнение чаще всего связывается с опросами граждан, проводимыми как специализированными социологическими службами, так и различными средствами массовой информации: телевидением, радио, газетами и журналами. На уровне интерпретаций общественное мнение обычно представляется как совокупность неких нормативных мнений, суждений, оценок, ценностей и идеалов, наиболее распространенных в обществе и наиболее им поддерживаемых
В июне 2002 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона “О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”.
Это первая попытка закрепления правового статуса ГАС “Выборы” в системе российского законодательства. До этого регулирование отношений, связанных с использованием автоматизированной системы, проводилось в основном на уровне ведомственных нормативных актов, а в федеральном законодательстве носило по большому счету фрагментарный характер.
Впервые идея использования средств автоматизированной обработки информации в ходе выборов была официально сформулирована в Концепции создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, разработанной по инициативе Центральной избирательной комиссии РФ в 1994 году
Российские политики, политологи и журналисты нередко связывают выборы с разнообразными манипуляциями, воздействующими в первую очередь на общественное мнение и на изменение политического поведения граждан. Основания для такого подхода, безусловно, имеются: можно с уверенностью утверждать, что без манипуляций общественным мнением не обошлись ни одни выборы последних лет федерального, регионального и местного уровней последних лет. В России уже сложились определенные закономерности манипуляций общественным мнением в ходе избирательных кампаний.
Манипуляции и избирательные технологии
Манипуляциями обычно называют действия, направленные на изменение и формирование политического поведения граждан в интересах тех или иных политических структур, но действия скрытые как от самих объектов манипуляций, то есть граждан, на которых они направлены, так и от общественности, как носителя некоторых обобщенных мнений и оценок различных социальных групп, в том числе элитных
Еще статьи...