Современность
Основная задача Федерального закона “О политических партиях” (далее – Закон), как мне представляется, состоит в том, чтобы сформировать в Российской Федерации стройную правовую систему создания и деятельности политических партий в рамках концепции “демократизации страны”. В то же время пятнадцать месяцев применения Закона на практике показали, что, с одной стороны, он способствует развитию наметившейся в российском обществе коммерциализации политических процессов, а с другой – становится, при необходимости, инструментом власти для “селекции” политических сил.
Требования Федерального закона к созданию и деятельности партий таковы, что говорить о его влиянии на общественную активность широких слоев российских граждан не приходится. Этот Закон, как и законы о выборах, в основном поощряет политическую инициативу олигархов и “денежных мешков”
Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации по своему демократизму, если его можно оценивать степенью самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов своего устройства, превзошел все мировые стандарты. Безусловно, норма Конституции РФ, согласно которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, обязательна для законодателя. Однако, во-первых, нельзя забывать, что в соответствии с той же Конституцией эта самостоятельность не абсолютная, а ограниченная установленными законом общими принципами организации местного самоуправления. А, во-вторых, нельзя не замечать того факта, что собственно население на практике никак не участвует в определении структуры органов местного самоуправления
На вопросы редакции отвечает Председатель совета директоров Независимого института выборов, доктор юридических наук А.В.Иванченко.
– Александр Владимирович, начинается новый политический год
В действующей редакции Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплено положение о повсеместности осуществления местного самоуправления. Закон также устанавливает, что население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Однако отсутствие в Законе должной детализации не позволяет четко, без коллизий и споров реализовывать эти принципы, находить правильные решения встречающихся на практике проблем. Федеральный законодатель делегировал субъектам РФ право устанавливать порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований
Есть еще ряд мелких претензий к проекту закона о выборах Президента, многие из которых относятся и к проекту закона о выборах депутатов Государственной Думы.
При подготовке рамочного закона удалось добиться, чтобы список оснований для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) и отмены их регистрации был исчерпывающим. Этот отрадный факт, однако, еще не привел к закреплению общего принципа: делать исчерпывающим любой список оснований для отказа. Так, в проекте закона о выборах Президента иные нарушения закона присутствуют в качестве оснований для отказа в регистрации избирательного блока, уполномоченных представителей партии или блока, инициативной группы избирателей
Еще статьи...