Современность
Реформа местного самоуправления должна быть, в первую очередь, разумной, то есть отвечать объективным потребностям практики, быть свободной от наносной политической конъюнктуры, догматизма и дилетантской поспешности. При построении правовых основ российского местного самоуправления мы постоянно сталкивались то с идеологическими установками прошлых лет, то с утопическими представлениями о местном самоуправлении как суверенной власти, первооснове государства и т.п. Новое, демократическое законодательство о местном самоуправлении рождалось на фоне парада суверенитетов, грубейших нарушений общепринятой в цивилизованных странах иерархии правовых актов, безответственных политических решений и драматических событий
11 июня 2002 г. Конституционный Суд РФ принял постановление № 10-П, в котором признал не соответствующим Конституции РФ ряд норм старого рамочного закона. Некоторые из этих неконституционных норм остались и в новом рамочном законе, который был подписан Президентом РФ на следующий день после вынесения вердикта Конституционным Суда. В частности, неконституционной была признана норма, связанная с включением кандидата против его воли в бюллетень для повторного голосования
На протяжении последних 8–12 лет развитие российского избирательного законодательства происходило в направлении все большего его усложнения и конкретизации. Политики представляли необходимость борьбы с манипуляциями на выборах как одну из основных причин внесения в него изменений. Но этот тезис, скорее всего, миф: практика показывает, что манипуляций и вообще нарушений демократических норм проведения выборов с развитием и усложнением избирательного законодательства становится все больше. Основная причина такого положения в том, что российский законодатель пытается бороться с манипуляциями и другими нарушениями на выборах в рамках мифологического подхода к практике их проведения, а не на основе реального ее анализа и стремления привести эту практику в соответствие с общепринятыми демократическими нормами и правилами
До недавнего времени в избирательном законодательстве присутствовала норма, согласно которой выборы должны признаваться недействительными, если итоги голосования признаны недействительными не менее чем на четвертой части избирательных участков. Эта норма справедливо подвергалась критике, в частности, из-за того, что избирательные участки могут быть неравноценны по числу избирателей.
В новом рамочном законе данная норма была изменена. Теперь выборы должны признаваться недействительными, если итоги голосования признаны недействительными не менее чем на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе
Российские политики хорошо усвоили принципы демократической легитимации власти: никто из них на словах никогда не пытается обосновать свое право на власть иначе, чем через победу на выборах. Но выборы несут в себе определенный элемент непредсказуемости, и потому российские политики, понимая отсутствие у них подавляющих преимуществ перед своими конкурентами, постоянно ищут способы получить власть в обход выборов. Их не смущает обоснование своего права на власть через проведение выборов с манипуляциями и фальсификациями. Слабость гражданского общества в России воспринимается ими как возможность реализовать без особых препятствий такие выборные процедуры и итоги голосований, которые им выгодны
Еще статьи...