Современность
24 мая Государственная Дума приняла во втором чтении внесенный Президентом РФ проект федерального закона “О политических партиях”, оправдав наиболее пессимистичные прогнозы на дальнейшее развитие многопартийности в нашей стране.
Предыстория
Отказ от монополии одной партии, произошедший после распада СССР, и закрепление в принятой в 1993 г. Конституции России принципа политического плюрализма и многопартийности позволил наиболее активной части населения реализовать свою гражданскую позицию по защите общественных интересов путем объединения в политические организации, движения, партии, которым законодательно было предоставлено право участвовать в формировании и деятельности органов государственной власти. До сих пор это считается одним из наиболее значимых завоеваний демократии за последние годы
В первые годы демократических реформ (1989–1991 гг.) порог явки на всех выборах составлял 50% от общего числа избирателей, что часто приводило к срыву повторных и дополнительных выборов на всех уровнях, а в ряде случаев – и общих выборов в местные органы власти. С 1993 г. на выборах депутатов Госдумы действует порог в 25%, в то время как на выборах Президента РФ сохранился 50-прцентный порог
Стало уже не самой лучшей традицией после очередных избирательных кампаний не только размышлять о путях совершенствования избирательного законодательства, но и каждый раз вновь и вновь его реформировать. С образованием в 1993 г. Федерального Собрания Российской Федерации трижды проводились выборы депутатов Государственной Думы, и каждый раз по новому закону. За эти годы дважды проводились выборы Президента РФ, и тоже каждый раз по новому закону
В соответствии с недавно принятым Федеральным законом “О политических партиях” партии стали единственным видом избирательного объединения на федеральных и региональных выборах. Стремлением усилить роль партий в избирательном процессе продиктован и ряд других новелл.
В 1994–1998 годах сторонники мажоритарной избирательной системы вели активное наступление на систему выборов по партийным спискам. Постановление Конституционного Суда от 17 ноября 1998 г
Случаев, когда принимаемый прямым голосованием закон оказывается неэффективным, недостаточно обоснованным, хватает. В 1979 г., например, в соответствии с принятой инициативной поправкой в конституцию штата вошло положение о том, как распределять бюджетные расходы. Это привело к негативным последствиям, поскольку расчет теперь идет по конституционной формуле (столько-то процентов расходов – по такой-то статье, столько-то – по такой-то), а не по реальным жизненным приоритетам
Еще статьи...