Современность
В июне 2002 г. истекает срок полномочий Государственного Совета Республики Дагестан. В связи с предстоящим избранием нового состава этого органа вызывают интерес законодательная база, регулирующая порядок подготовки и проведения выборов, правовая основа деятельности Государственного Совета, нормы, закрепляющие за ним перечень властных полномочий.
Республика Дагестан являет собой единственный в России пример нестандартного подхода к формированию высшего исполнительного органа государственной власти, который избирается не прямым голосованием, а специально созываемым собранием представителей
Прошло немногим более полугода после вступления в силу Федерального закона “О политических партиях”, но уже сейчас очевидно, что он оказывает все более заметное влияние на политический процесс в России. Анализ практики его применения на протяжении последних нескольких месяцев наводит на некоторые размышления.
Инициированная Президентом России разработка законопроекта о политических партиях преследовала несколько целей, в том числе структурирование политического спектра путем принудительного сокращения количества его участников (необходимость перерегистрации, жесткие требования по численности, членству и т.п
Перед вторым чтением в Государственной Думе проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” мы попросили заместителя руководителя фракции “Союз правых сил” Бориса Надеждина высказать свое мнение по наиболее актуальным проблемам избирательной реформы и, в частности, по основным положениям законопроекта.
– Уважаемый Борис Борисович, как Вы оцениваете нынешнее законодательное регулирование выборов?
– Базовый российский закон о выборах – Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, принятый в 1997 г., прошел испытание реальными избирательными кампаниями всех уровней – от выборов местных депутатов до выборов Президента России, что позволяет оценивать закон с точки зрения практики его применения.
Конечно, в общем и целом нельзя отрицать, что выборы по этому закону проводить удается, и в этом смысле он работает эффективно
Институт “равенства условий” требует также, чтобы в информационных программах телевидения и радио не отдавалось предпочтения какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению или блоку. В то же время очевидно, что журналист может иметь собственное мнение, и было бы антиконституционно требовать, чтобы он скрывал или изменял его. Но “правила игры” избирательной кампании диктуют: роль журналиста – в сопоставлении мнений, непредвзятом анализе позиций, представлении интересов аудитории. Он должен быть в равной степени нелицеприятен по отношению ко всем кандидатам
Хотя избирательные законы гарантируют кандидатам, избирательным объединениям и блокам равные условия доступа к СМИ, вопрос реального обеспечения равных условий, имеющий отношение как к “оплачиваемым”, так и к “уполномоченным” средствам массовой информации, далеко не так прост. Следует подчеркнуть, что законодатель не счел нужным определять понятия эфирного времени и печатной площади, в результате чего правоприменитель вынужден довольствоваться их обыденным смыслом. Вот почему нельзя исключить возможность возникновения споров, например, в отношении кабельного телевидения и проводного радио, к которым указанные термины вообще не применимы.
Стремясь гарантировать претендентам равные условия, Закон запрещает кандидатам использовать преимущества своего служебного положения
Еще статьи...