Современность
Как известно, в 1993 г. депутаты Совета Федерации (по два от каждого субъекта РФ) избирались в соответствии с Указом Президента РФ “О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 11 октября 1993 г. на всеобщих прямых выборах. Затем верхняя палата парламента стала формироваться из глав законодательной и исполнительной ветвей власти каждого субъекта Федерации в соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 декабря 1995 года
Публикуемая в этом номере статья Евгения Потапова из Екатеринбурга приобретает особую актуальность в свете принятия нового Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, обязывающего субъекты Федерации проводить выборы не менее половины состава своего законодательного органа по партийным спискам, а также скорого вступления в силу запрета на региональные партии.
В ряду актуальных, но не решенных в федеральном законодательстве старых проблем проблема избирательной системы – важнейшая. Нельзя забывать о ее предназначении – обеспечить становление и развитие многопартийности. Именно под этим углом зрения необходимо оценивать прошедшие в 1999 г. выборы депутатов Государственной Думы
Целый ряд принципиальных новелл появился в законе по инициативе депутатов. Так, Виктор Похмелкин предложил исключить избирателей (и группы избирателей) из числа субъектов выдвижения кандидата. Теперь возможно либо выдвижение избирательным объединением или избирательным блоком, либо самовыдвижение. Лишь для кандидатов на должность Президента РФ сохранена необходимость создания группы в поддержку их самовыдвижения
Представляемый вниманию читателя аналитический доклад является третьим докладом, подготовленным Независимым институтом выборов по проблемам избирательного законодательства в Российской Федерации. Первый – “Избирательная кампания-99 и права и свободы граждан” – был издан в декабре 1999 года, второй – “Итоги и перспективы развития российского избирательного законодательства” – в мае 2000 года. Многие выводы и предложения, содержащиеся в этих докладах, вызвали общественный резонанс и стали предметом обсуждения в различных аудиториях. Ряд идей этих документов нашел отражение в докладе Центральной избирательной комиссии РФ “О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах”