Современность
Закон об основных гарантиях (статья 43) формально подразделяет организации СМИ на государственные, муниципальные и негосударственные. Фактически же государственные и муниципальные организации СМИ выполняют схожие функции и потому с полным основанием могут быть объединены в одну группу, которую можно условно обозначить как “уполномоченные” СМИ. Другие группы составляют “уклоняющиеся”, “ангажированные” и “оплачиваемые” СМИ.
Закон использует три признака для отнесения средства массовой информации к числу “уполномоченных”:
наличие в составе соучредителей или выпускающей организации государственного (муниципального) органа, организации, учреждения;
наличие бюджетного финансирования текущей деятельности в предшествующий выборам год;
наличие государственной (муниципальной) доли в уставном капитале
Ныне в Законе об основных гарантиях четко разграничивается использование средств массовой информации в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором – как самостоятельный институт демократии. Причем обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой – ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.
Закон различает использование СМИ: а) избирательными комиссиями; б) органами государственной власти и органами местного самоуправления (например, для публикации списков избирательных участков); в) зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями и блоками
Теперь, когда Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав принят в третьем чтении, необходимо срочно приступать к переработке законов о выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы.
Почему это необходимо? Потому, что все нормативные акты, из которых складывается избирательное право, должны строго соответствовать главному, структурообразующему закону в этой сфере – Закону об основных гарантиях избирательных прав (пункт 6 статьи 1). Подчеркнем, что данный нормативный правовой акт имеет более высокую юридическую силу только в сравнении с другими законами о выборах, например, с Федеральным законом О выборах Президента Российской Федерации . В отношении всех прочих федеральных законов он не занимает какого-либо особого места, а значит, возможные коллизии между его нормами и положениями, например, Закона о СМИ должны решаться по общим правилам коллизионного права
В настоящее время развитие Союзного государства сдерживается тем, что не завершено формирование органов, предусмотренных Договором о его создании. Основным препятствием для избрания Палаты Представителей Парламента Союзного государства является отсутствие соответствующей законодательной базы.
Как известно, проведение выборов в Палату Представителей Парламента первого созыва будет осуществляться на основе временных, переходных процедур, которые будут действовать до того момента, пока Парламентом Союзного государства не будет принят закон о выборах депутатов Палаты Представителей.
В Российской Федерации проект федерального закона “О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации” был принят в первом чтении Государственной Думой 20 сентября 2000 года
В популярном армейском анекдоте старшина, легко соединяя пространство и время, приказывал солдатам копать канаву “от забора и до обеда”. Наш парламент, принимая новый Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, попытался столь же легко соединить предвыборную агитацию и объективное освещение выборов в средствах массовой информации общим понятием “информационное обеспечение выборов”.
Ясно ощущая опасность происходящего превращения избирательных кампаний в творческий конкурс PR-технологий, где избирателям уготована роль подопытных кроликов, а вовсе не членов жюри, законодатель стремится предотвратить теневую скупку эфирного времени и печатной площади в СМИ. Одновременно он пытается гарантировать свободу распространения в средствах массовой информации объективной, не агитационной информации, понимая, что ее отсутствие создает наиболее удобные условия для манипулирования голосами избирателей
Еще статьи...